Астраханская область намерена сотрудничать с Афганистаном и Ираком

В Астрахани прошел III Международный форум "МТК Север - Юг - новые горизонты" с участием компаний из 20 стран мира. Напомним, что коридор обеспечивает мультимодальную транспортировку грузов из стран Азии в Европу через Россию. Астраханская область на этом пути находится на транскаспийском участке маршрута, занимаясь прямой доставкой грузов в Иран.
На встрече с послом Афганистана в России  Хассаном Гулл Хассаном астраханские власти предложили использовать регион как транспортно-логистический хаб для афганского экспорта и импорта
На встрече с послом Афганистана в России Хассаном Гулл Хассаном астраханские власти предложили использовать регион как транспортно-логистический хаб для афганского экспорта и импорта / Министерство промышленности, торговли и энергетики Астраханской области

Регион также развивает внешнеэкономические связи с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Беларусью, Узбекистаном, Индией и другими дружественными государствами. На полях форума стало известно о том, что субъект готов выступить транспортно-логистическим хабом для афганского экспорта и импорта, в том числе с использованием своей портовой инфраструктуры. Соответствующее предложение прозвучало в ходе переговоров астраханских властей с Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламского Эмирата Афганистан в Российской Федерации Хассаном Гулл Хассаном.

- Астраханская область является геостратегической территорией Российской Федерации на Каспии и основной российской площадкой для делового и политического диалога с прикаспийскими государствами. Отсюда можно осуществлять транзитные поставки товаров для Афганистана не только из России, но и из Беларуси. Они уже налажены в ряд стран Азии и Персидского залива. Помимо логистических мощностей регион готов предложить экспорт риса, пшеничной муки и баранины, а также овощных и рыбных консервов, - отметил исполняющий обязанности вице‑губернатора - председателя правительства Астраханской области Илья Волынский на встрече с послом Афганистана.

В 2024 году и первом полугодии этого года из Астрахани в Афганистан были экспортированы мука, древесина, растительное масло. В обратном направлении поступали сушеные фрукты. Илья Волынский выразил уверенность, что номенклатура товаров во взаимной торговле может быть расширена. Он также подчеркнул, что агропромышленный сектор астраханского региона динамично развивается, и субъект может внести свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности Афганистана.

В свою очередь, Хассан Гулл Хассан отметил, что его страна хотела бы присоединиться к международному транспортному коридору "Север - Юг" и налаживать взаимодействие с партнерами маршрута. Кроме того, по его словам, Афганистан хотел бы привлекать инвестиции и развивать совместные проекты с российскими компаниями.

Представители Ирака на переговорах с астраханскими властями заявили о заинтересованности в сотрудничестве с Россией в сфере логистики и образования

Еще одни переговоры на полях международного форума астраханские власти провели с представителями Министерства транспорта Ирака. Участников встречи приветствовал министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Виталий Щепин. Он отметил, что в регионе развивается Каспийский кластер с двумя особыми экономическими зонами - портовой и промышленной, где реализуются российские и международные проекты, включая строительство новых терминалов и судов для маршрута "Север - Юг".

Представители Ирака подчеркнули, что заинтересованы в участии в коридоре "Север - Юг", а также хотели бы наладить контакты с Россией и, в частности, с Астраханской областью в сферах торговли и образования. Речь идет о долгосрочном сотрудничестве и партнерах, с которыми можно было бы работать в общих интересах.

- Мы уже работаем с перевозками через железные дороги, порты, сухопутный и воздушный транспорт в различные страны. В будущем хотим наладить перевозки с Россией и странами Прикаспийского региона. Хотим узнать, какие запросы есть у российской стороны и как можно уменьшить издержки на торговом пути между Россией и Ираком, - отметил сотрудник департамента контрактов и лицензирования министерства транспорта Республики Ирак Садек Асси Абаас.

Также иракская сторона заявила о готовности наладить гуманитарные связи с Астраханской областью в части подготовки специалистов по работе на морском транспорте. Такое обучение можно будет организовать на базе крупнейшего на Нижней Волге Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф. М. Апраксина. Вуз расположен в Астрахани и в следующем году перестанет быть филиалом Нижегородского Волжского университета водного транспорта, получив обособленный статус.

Как было отмечено на форуме в Астрахани, в последнее время желание стать частью международного транспортного коридора "Север - Юг" выражают все больше стран мира. В последние годы заметно развивается инфраструктура маршрута, а также растет объем его перевозок. Если в 2022 году этот показатель составлял 18 миллионов тонн, то в 2024 году он достиг уже 27 миллионов тонн грузов.

Справка

Соглашение о создании коридора "Север - Юг" было подписано в 2000 году тремя странами - Россией, Ираном и Индией. Позднее к коридору присоединились еще ряд государств - Оман, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Турция, Таджикистан, Киргизия. Изначально планировалось, что коридор через Каспийское море свяжет страны Европы и Индии, а Россия станет транзитным пунктом. Общая протяженность пути от морского порта Санкт-Петербурга до одного из самых крупных портов на западном побережье Индии - Мумбая составляет около 7 тысяч километров. На фоне санкций и трансформации привычных логистических цепочек "Север - Юг" стал одним из основных маршрутов доставки грузов в Россию.