На 68-м году жизни ушел из жизни коллекционер, кардиохирург Михаил Алшибая

Ушел из жизни один из лучших в России кардиохирургов, профессор, коллекционер Михаил Алшибая. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на Московский музей современного искусства.
Григорий Сысоев/РИА Новости

Уроженец Батуми, потомственный медик, врач милостью Божьей, Михаил Алшибая равно известен среди кардиологов и их пациентов и среди художников, коллекционеров, музейщиков.

Список его научных регалий можно длить и длить. Доктор наук, профессор, он с 1982 года работал в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, много лет заведовал отделением коронарной хирургии. Был членом Российской ассоциации сердечно-сосудистых хирургов, секретарем секции коронарной хирургии. Написал более 250 научных статей, 4 монографии, в т. ч. "Хирургическое лечение больных ИБС с поражением брахиоцефальных артерий" (1999, в соавторстве), "Очерки истории коронарной хирургии" (2002), "Руководство по кардиологии для студентов мединститутов". Был членом попечительского совета благотворительного фонда помощи хосписам "Вера".

Другим его детищем была коллекция, прежде всего советских художников-нонконформистов. Но были в его коллекции работы и Бурлюка, и Кулика…

Событием стали показы его собрания в Музейном центре РГГУ в 2004 году ("Коллекция Михаила Алшибая"), и в 2011 году ("Линия"), и в 2014 ("Новая жизнь "Другого искусства""), куратором выставок была Юлия Лебедева.

В преддверии выставки 2014 года в интервью The Art Newspaper Russia Алшибая вспоминал, как познакомился в 1982 году с коллекционером Яковом Евсеевичем Рубинштейном и подумал: "Ну, одну картинку дома хочется иметь, настоящую". Но когда появилась первая, то уж пошло, пошло…"

Поразительно, что интерес к искусству, коллекционирование и любовь к медицине в его интерпретации выглядели естественно связанными вещами. Михаил Алшибая говорил тогда Константину Агуновичу:

"Марки собирал, но это было поверхностное увлечение. А когда учился в мединституте, почувствовал страсть к аккумуляции фактов и их систематизации - в чисто медицинском ключе. Скажем, я влюбился в анатомию, потому что анатомия - это такая штука, когда тебе нужно запомнить десятки и сотни названий на латинском языке, и это тоже как бы коллекционирование… Выстраивается целая система - хорошая аналогия, кстати, потому что вначале ты что-то собираешь и накапливаешь, а потом в этом вырисовывается некий смысл".

Вот это чудо красоты мира, где все связано со всем, Алшибая умел открывать не только в устройстве телесном человека, но и в произведениях искусства. Впрочем, поначалу речь не шла о систематизации искусства:

"Я тихо себе собирал работы, которые мне нравились. Не то чтобы не пытался где-то их показать, просто уходил от этого. Было неловко: выставка - ну что это? эксгибиционизм какой-то! Показать то, что ты собрал, - это очень страшно, ведь тебе могут сказать: "Ну что ты набрал тут говна всякого?"

Самое неожиданное в том интервью - признание этого тончайшего хирурга, ученого, медика в том, как важно для него общение с художниками.

"Тут нет никакого лукавства: самое ценное, что я извлек из своего опыта коллекционирования, - это опыт общения с художниками. Потому что приоткрываются какие-то тайные смыслы, обнаруживаются винтики человеческой психологии. Мне вообще не хочется позиционировать себя как коллекционера, лучше я буду думать, что использовал это как повод и как метод для исследования человеческой психологии, человеческих страстей", - говорил он.

Получается, что и в медицине, и в искусстве для него в центре всегда оставался человек. Еще десяток лет назад это могло показаться общим местом. Сегодня выглядит откровением. Это была старая школа настоящей интеллигенции - с традициями врачебными, профессиональными, культурными, уходящими в глубь XIX века.

И еще одно. Этот углубленный исследователь, собиратель, ученый был превосходным организатором. Он был не только участником, но и организатором выставки Давида Бурлюка "Цвет и рифма" в Государственном Литературном музее, выставки "Жар-птица", посвященной поэме Генриха Сапгира там же, проекта "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века ретроспективы живописи и графики Юрия Злотникова - обе в Третьяковской галерее… Это лишь малая часть выставок, которым мы обязаны в том числе Михаилу Алшибая.

Рассказывая о себе в проекте "Сноб", он написал: "Настоящее искусство всегда напоминает о смерти или о жизни, что, на самом деле, одно и то же. В этом и заключается его метафизическая сущность. Настоящее искусство - это всегда метафизика".

На этой "ничейной полосе" между жизнью и смертью не выжить без врачей и художников. И без таких людей, как Михаил Алшибая, которые расширяли пространство жизни и надежды. Светлая память!

УтратыЖивопись