Эксперты раскладывают "пасьянс": стоит ли бизнесу вкладывать деньги в науку

Трансформация бизнеса из пассивного потребителя науки в активного создателя знаний - уже не опция, а императив современной экономики. Однако на этом пути компании сталкиваются с барьерами: от методологических - как интегрировать фундаментальные исследования в продуктовые циклы, до измерительных - как оценить вклад в науку. Фокус смещается с вопроса "зачем это бизнесу?" на более сложный "какие механизмы и метрики позволяют бизнесу стать полноправным и эффективным игроком в создании научного знания?". Ответы на него искали участники дискуссии.
На Конгрессе молодых ученых бизнес собрался обсудить инвестиции в науку.
На Конгрессе молодых ученых бизнес собрался обсудить инвестиции в науку. / Сергей Шинов/roscongress.org

- Фирма, которая не инвестирует в науку, обречена умереть, - убежден Станислав Близнюк, президент компании "Т-Технологии" (материнская компания Т-Банка). - Мы недавно ездили в Китай, у одних из наших партнеров первый пункт миссии - просуществовать 100 лет. Когда ты мыслишь столетним горизонтом, оцениваешь долгосрочный эффект, инвестиции в образование, инновации. Мы - технологичная компания, на банк приходится только 60 процентов прибыли, остальное дают другие бизнесы.

В качестве примера вклада в образование Близнюк рассказал об организации Центрального университета с 60 партнерами из числа ведущих организаций страны, которые имеют равный доступ к студентам, курсам, научным исследованиям и лабораториям. Только 20 процентов студентов проходят стажировку в Т-Банке. Это означает, что остальные 80 стажируются в компаниях-партнерах. Научную деятельность ведут и сами сотрудники компании. В основном это специалисты, которые организуют исследования для решения конкретных бизнес-задач в сфере искусственного интеллекта и компьютерных наук. Но несколько десятков человек занимается фундаментальной наукой - наукой завтрашнего дня.

Генеральный директор ООО "СибурПолиЛаб" Константин Вернигоров отметил, что геополитическая ситуация подталкивает Россию самой искать пути к технологическому лидерству. Так как исследования требуют немалых средств, то для консолидации разных бизнесов есть смысл работать над сквозными технологиями с широкой сферой применения.

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта "Яндекс" Александр Крайнов отметил, что в ИТ основной вклад в развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, как в России, так и во всем мире, вносят не университеты, а бизнес.

Компания, которая не инвестирует в науку, обречена умереть, - убежден Станислав Близнюк, президент компании "Т-Технологии". Фото: Сергей Шинов/ roscongress.org

В свою очередь ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов признал, что идеальная форма сотрудничества фундаментальной науки с бизнесом в РФ до сих пор не найдена. Наиболее эффективным он считает путь создания собственных фирм. К примеру, у МФТИ есть "дочки" и совместные предприятия с партнерами. В год появляется не менее десятка таких компаний, доля участия института в которых от десяти до ста процентов.

При этом долгосрочное планирование характерно и для транснациональных компаний, показывающих завидные результаты на мировом рынке. Вице-президент по технологиям акционерной финансовой корпорации "Система" Анна Коротченкова поделилась опытом сотрудничества с южнокорейским промышленным гигантом, инженерам которого предписывалось в свободное время изобретать машину времени и эликсир молодости. Этих открытий до сих пор, разумеется, нет, но так поощряется смелость в поиске нестандартных решений.

Генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Алексей Тихонов считает, что финансовые модели на многолетний срок бесполезны: "На три-пять лет мы можем построить финансовые модели, рассчитать наши риски, инвестиции. Но когда мы говорим про более длинный горизонт, тем более про фундаментальные исследования и их финансирование, конечно, здесь финансовые модели построить можно, но, в принципе, бесполезно. То, что случится через 10−15 лет, невозможно спрогнозировать". Хотя нужно иметь некоторое представление о том, куда в ближайшие десятилетия будет двигаться ваш бизнес. И для этого какой-то процент от прибыли вкладывать в фундаментальные исследования.

Заместитель председателя правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс убежден: "Никакие прибыли, доходы, капитализации не могут быть метриками в науке. Именно такой подход привел к тому, что мы за 30 лет увеличили отставание в технологическом развитии от ведущих стран. Надо запретить такие метрики". Зал встретил эту идею бурными аплодисментами.

Станислав Близнюк согласился, что прибыль и общий доход до вычета налогов - неправильные ключевые показатели эффективности, но уточнил, что "если капитализация у компании высокая или растет, значит, она на правильном пути". К другим факторам, по которым косвенно можно оценить успешность взаимодействия с наукой, Близнюк отнес средний возраст сотрудника компании: "Только у молодых есть этот задор, любопытство что-то такое сотворить. Как понять, что компания хорошо интегрировалась с научным сообществом? Когда средний возраст сотрудников, например, 25 лет".

Наука