Самозанятые: пока без изменений

Социолог Павел Разов: Основная идея правительства - вывести деятельность физлиц из "тени"
Совет Федерации предложил правительству "проработать вопрос" о досрочном завершении эксперимента с налогом на профессиональный доход.
Значительный прирост самозанятых - результат деятельного внимания к ним со стороны государства.
Значительный прирост самозанятых - результат деятельного внимания к ним со стороны государства. / Сергей Михеев

Режим НПД, именуемый в обиходе "налогом для самозанятых", был введен в 2019 году как упрощенная система налогообложения для граждан, работающих на себя. Изначально эксперимент был рассчитан на десять лет, до конца 2028 года. На текущий момент ставка налога для физических лиц - 4 процента, для организаций - 6 процентов. Правительству рекомендовано проанализировать результаты эксперимента. После этого предлагается не только подготовить меры по его досрочному сворачиванию, но и разработать механизмы, препятствующие недобросовестным работодателям уклоняться от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) путем перевода сотрудников в статус самозанятых. Глава минэкономразвития Максим Решетников обещает, что никаких изменений в режиме для самозанятых не произойдет. По крайней мере, до 2028 года.

Обсудим тему с доктором социологических наук, профессором Финансового университета при правительстве РФ Павлом Разовым.

Отмены не будет, а вот совершенствование системы произойдет

Как вы отреагировали на инициативу Совета Федерации о возможном досрочном завершении налогового режима для самозанятых? Была ли эта новость для вас неожиданностью?

Павел Разов: Пока это только рекомендация правительству с точки зрения обозначения проблемы, а не окончательное решение. Более того, министр экономического развития Максим Решетников четко сказал, что до 2028 года ничего меняться не будет. Была ли эта новость для меня неожиданностью? Нет, изучением этого вопроса мы занимаемся пять лет и видим все положительные и спорные вопросы в данном эксперименте. Сейчас налоговый режим для самозанятых не имеет однозначной оценки, но я уверен, что отмены его не будет, а вот совершенствование системы произойдет.

На ваш взгляд, какие основные причины стоят за этим предложением? Это связано с фискальными интересами бюджета, недовольством бизнеса или чем-то другим?

Павел Разов: Основная идея правительства - вывести деятельность физлиц из "тени", дать возможность легально работать - я считаю, абсолютно верна. И это подтвердилось на практике. Алгоритм оформления самозанятым был понятен и удобен, скрывать доходы стало невыгодным, соответственно и налоги стали поступать в бюджет. Однако обозначилась негативная сторона этого эксперимента, а именно: у бизнеса появилась возможность разрабатывать схему ухода от налогов и социальных взносов. Режим самозанятых выгоден людям, которые работают на себя - курьерам, фрилансерам, частным мастерам, репетиторам и другим. Компании же активно используют труд таких самозанятых, чтобы экономить на налогах. Это привело к тому, что многие работодатели заменяют наемных сотрудников на самозанятых и таким образом снижают налоговые расходы. Власти обеспокоены тем, что это нарушает трудовое законодательство и снижает поступления в бюджет. Поэтому возникла необходимость проанализировать особенности налогового режима не только для самозанятых, но и для ИП. Цель - создать честные и прозрачные правила для всех.

При отмене налогового режима половина самозанятых перейдут в тень

Многие самозанятые выбирали этот режим из-за его простоты и предсказуемости до 2028 года. Как, по-вашему, подобная инициатива влияет на доверие к государственной поддержке малого бизнеса?

Павел Разов: Эксперимент по установлению специального налогового режима для самозанятых проводится на всей территории России с 2019 года и должен действовать в течение десяти лет. К 2025 году более 14 миллионов человек зарегистрировались как самозанятые. Это примерно 10 процентов от общего числа занятых в экономике. За время действия режима в бюджет уже поступило более 100 миллиардов рублей налогов от самозанятых. Самозанятые - это физлица, которые оказывают услуги, продают товары или работают без наемных сотрудников и при этом платят по упрощенной налоговой ставке 4-6 процентов. Как показывает практика, при любых жестких налоговых мерах возникают каналы ухода от налогового бремени и создаются различные серые схемы. Все это влияет на доверие к государственной поддержке малого бизнеса. Можно с уверенностью спрогнозировать, что при отмене режима до 50 процентов самозанятых откажутся от легальной деятельности и перейдут в тень. Это снизит налоговые поступления, увеличит риски штрафов и ухудшит социальную защиту работников. Кроме того, рост цен на услуги и снижение доступности многих сервисов станут дополнительным экономическим риском. Поэтому на такие риски государство не пойдет, да, собственно, цель такая и не стоит. Основная линия правительства направлена на то, чтобы максимально поддержать малый и средний бизнес. Поэтому, чтобы не создавать излишнее напряжение среди тех, кто оформлен как самозанятый, проводится открытая дискуссия о корректировке режима.

Никто не запретит получать дополнительный доход, просто изменят условия контроля и организацию работы самозанятых

Предположим, режим для самозанятых действительно прекратит действие в 2026 году. Какие альтернативные варианты легализации у самозанятых останутся (ИП, НПД, работа в статусе физлица), и в чем сильные и слабые стороны каждого?

Павел Разов: Если все-таки предположить, что режим для самозанятых действительно прекратит действие в 2026 году, то можно рассмотреть различные альтернативные варианты, а именно: создать некий общий статус самозанятый-ИП, который возьмет все преимущества самозанятости и добавит к ним плюсы от официальной работы. Он должен быть таким же простым, как у самозанятых: легкая регистрация, уплата налога через приложение, - но при этом автоматически включать в себя пенсионные отчисления и социальную защиту, как у наемных работников. Далее - скорректировать ставки. Налог могут сделать прогрессивным: чем выше доход, тем выше процент, или ставка будет зависеть от сферы деятельности. Следующая идея - пересмотреть лимиты. Годовой лимит в 2,4 миллиона рублей могут повысить для растущего бизнеса и понизить для тех, чья деятельность подходит под трудовые отношения. Можно обсудить вопрос и о предоставлении льгот для отдельных социальных групп, таких как молодежь, женщины в декрете, инвалиды или ветераны.

Что уже сегодня может сделать самозанятый, чтобы подготовиться к потенциальным изменениям и минимизировать налоговые и административные риски? С чего начать "переходный период"?

Павел Разов: Сценарий развития событий для самозанятых после 2028 года непредсказуем, но можно твердо сказать, что революционных решений не будет. Поэтому любые рекомендации самозанятым насчет того, как подготовиться к потенциальным изменениям, будут носить провокационный или авантюрный характер. Постановление Совета Федерации - это политико-правовой сигнал на подготовку решений с 2026 года, а не уже принятая норма. Поэтому не надо сейчас впадать в панику. Необходимо лишь внимательно следить за предложениями кабмина. По мере роста числа самозанятых и развития экономики всегда возникает потребность в новых правилах, которые будут больше соответствовать текущей реальности.

Статус самозанятого не отменят, а усовершенствуют

Как в этой ситуации стоит поступать тем, кто совмещает самозанятость с работой по найму? И тем, для кого это единственный источник дохода?

Павел Разов: Риски для самозанятых в такой ситуации, конечно же, есть. Они прежде всего организационные. И в большей степени касаются тех, кто нечист на руку. А для тех, кто совмещает самозанятость с работой по найму, риски минимальные, потому что есть основная работа и надо дождаться принятия обновленной системы налогового режима, чтобы понять, что делать дальше. Никто не запретит получать дополнительный доход, просто изменят условия контроля и организацию работы самозанятых, чтобы не допустить сокрытия дохода и неуплаты налога. У тех, для кого это единственный источник дохода, тоже риски минимальны, так как, скорее всего, статус самозанятого не отменят, а усовершенствуют. Вся информация, которая сейчас представлена в официальных источниках, говорит о том, что власти как раз думают над тем, как улучшить систему для самозанятых - например, добавить возможность формировать пенсию или получать оплачиваемые больничные в рамках этого режима. И уверен, что в новой концепции можно ждать не ухудшение, а, наоборот, появление полезного "соцпакета" и т.п.

Для многих самозанятых критически важна финансовая стабильность. Как им лучше всего начать формировать "финансовую подушку безопасности" на случай увеличения налоговой нагрузки?

Павел Разов: Да, для самозанятых очень важна финансовая стабильность, так как они самостоятельно ведут бюджет, отчитываются перед ФНС о доходах, платят налоги, следят за соблюдением условий налогового режима. И формировать "финансовую подушку безопасности" на случай увеличения налоговой нагрузки или без нее жизненно необходимо. И начинать это надо сразу, как только появляются доходы от конкретной деятельности. Не проводя финансовый ликбез относительно ряда обязательных элементов - анализ доходов, расходов, создание резервного финансового фонда и т.д., - хочу остановиться на формировании пенсионных накоплений. Самозанятым не начисляется трудовой стаж и не положена страховая пенсия, поэтому нужно позаботиться об этом самостоятельно, например, с помощью участия в негосударственных пенсионных программах.

Как возможная отмена режима может повлиять на готовность самозанятых масштабироваться: нанимать первых сотрудников, инвестировать в рекламу, выходить на новые рынки?

Павел Разов: Самозанятые могут постепенно масштабироваться, но у их деятельности есть и некоторые ограничения. Например, закон N 422-ФЗ запрещает им нанимать работников по трудовому договору, самозанятый не может быть работодателем, оформлять штат, вести трудовые книжки, начислять зарплату и отпуска, платить взносы за сотрудников. Однако можно привлекать сторонних исполнителей для выполнения отдельных задач. Для этого нужно заключить гражданско-правовой договор, например, подряда или оказания услуг. Другое направление - инвестиции в рекламу. Для увеличения доходов самозанятые готовы на инвестиции. По результатам опроса, проведенного в 2023 году, 30 процентов самозанятых планировали вложить средства в приобретение оборудования, 28 процентов - на образовательные цели, 27 процентов - в рекламу, а 9 процентов - в создание и продвижение личного бренда. Следующее направление - выход на новые рынки. Самозанятый может арендовать любую торговую площадку: павильон в торговом центре, место на рынке, отдельный магазин. Можно открыть и свой интернет-магазин, когда доходы выходят за рамки самозанятости. Начинающим дешевле продавать через соцсети и по мере развития бизнеса выходить на маркетплейсы. Эти направления уже апробированы и имеют хорошие результаты.

Поднять уровень социальной и пенсионной защиты самозанятых

Стоит ли сейчас, в ожидании изменений, откладывать крупные инвестиции в свой бизнес (покупка дорогого оборудования, запуск масштабного проекта)? На что ориентироваться при принятии такого решения?

Павел Разов: У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Решение зависит от индивидуальных финансовых целей и готовности к рискам. В 2025 году малый бизнес в России продолжает активно развиваться, несмотря на турбулентность в экономике. Предприниматели ищут устойчивые ниши и гибкие модели. В приоритете - проекты с быстрой окупаемостью, возможностью удаленного ведения и ориентацией на внутренний рынок. С другой стороны, есть мнение отдельных экспертов, что неопределенность снижает готовность инвесторов вкладывать в новые проекты. Также есть риски, связанные с развитием технологий и цифровизацией процессов, которые следует учитывать при оценке любой бизнес-идеи. Чтобы минимизировать риски, важно грамотно настроить систему планирования и бюджетирования, выявить ключевые показатели бизнеса и контролировать их выполнение.

Как досрочное завершение эксперимента может отразиться на цифровизации и использовании онлайн-касс? Усложнит ли это жизнь тем, кто работает через социальные сети и мессенджеры?

Павел Разов: Досрочное завершение эксперимента никак не сможет повлиять на цифровизацию и использование онлайн-касс, так как самозанятые освобождены от применения онлайн-касс при использовании режима НПД. Для фиксации доходов в этом режиме используется мобильное приложение "Мой налог". Чеки формируются через него, а не с помощью онлайн-кассы. Ситуация меняется, когда самозанятый перестает соответствовать условиям режима НПД. В этом случае он обязан перейти на другой налоговый режим (УСН, ОСНО), и тогда использование онлайн-кассы становится обязательным. Усложнит ли это жизнь тем, кто работает через социальные сети и мессенджеры? В определенной степени да, так как приведет к увеличению налоговой нагрузки. Кроме того, из-за роста налоговой нагрузки самозанятые могут повысить цены на свои услуги.

Если эксперимент завершат досрочно, что государство и сами объединения самозанятых могут сделать, чтобы этот переход прошел максимально гладко и безболезненно?

Павел Разов: Чтобы переход прошел максимально гладко и безболезненно, необходимо поднять уровень социальной и пенсионной защиты самозанятых. По данным Социального фонда, на сентябрь 2024 года около половины (50,5 процента), или 4,6 млн, самозанятых не перечисляют никаких взносов в ОПС и остаются вне пенсионной системы. За 49,2 процента самозанятых взносы уплачивает работодатель. Необходимо введение для самозанятых обязательных страховых взносов со сниженной ставкой, также возможно сохранение и развитие добровольных механизмов страхования. Кроме того, самозанятые могут рассчитывать на нематериальную поддержку: обучение, консультации, бесплатное продвижение продукции. Также самозанятые могут, например, оформить социальный контракт и получить до 350 тысяч рублей от государства на ведение своего дела.

Каким, на ваш взгляд, будет режим самозанятости в России после 2026 года? Это станет точкой роста для малого бизнеса в форме ИП или, наоборот, толчком к уходу части сектора в тень?

Павел Разов: Можно с уверенностью сказать, что до 2028 года эксперимент с налогом на профессиональный доход для самозанятых будет продолжен без изменений. Что касается дальнейшей судьбы самозанятости в России, то предвидится явная модернизация системы. Самозанятым придется выбирать из нескольких альтернативных налоговых режимов. Основными вариантами станут регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или работа в качестве физического лица по договорам гражданско-правового характера. Скорее всего, будет пересмотрен вопрос с размером НПД, а также самозанятых обяжут уплачивать за себя страховые взносы. После 2028 года не исключены законодательные изменения. Они могут коснуться социальной и пенсионной защиты. Возможное нововведение - повышение лимита дохода для самозанятых: в 2025 году - до 3,6 млн рублей, в 2026-м - до 3,8 млн, в 2027-м - до 4 млн, в 2028-м - до 4,2 млн. Планируется включение самозанятых в реестр МСП. Это откроет им возможность участвовать в государственных закупках. Самозанятым будет доступен переход не только на УСН и ЕСХН, но и на Патентную систему налогообложения, и Автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Также увеличится число людей, которые смогут работать на себя, пользуясь упрощенным механизмом налогообложения. Но в любом случае экспериментальный режим самозанятости будет действовать до конца 2028 года. Поэтому любые изменения можно рассматривать только после завершения эксперимента, проанализировав его результаты и изучив предложения, которые обещает представить правительство.

Визитная карточка
Фото: РИА Новости

Павел Разов - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации, член российского общества социологов. Постоянно работает в тесном контакте с органами государственной законодательной и исполнительной власти. Сфера научных интересов: социология семьи, социология рисков, социология труда и профессиональной мобильности. Автор более 100 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий по социологии.