- Живу в районе Уткиной Заводи. Место само по себе красивое, рядом - Нева, Невский лесопарк. Но с транспортом - беда. Ближайшая станция метро - "Ломоносовская", и пешком, если ты не почетный марафонец, не дойти. Единственный вид общественного транспорта - автобусы. Но интервалы движения большие, а приходят они переполненными - иногда приходится пропускать по два-три автобуса, чтобы наконец-то втиснуться. Давка в салонах и утром, и вечером, доходит до ругани и рукоприкладства, - рассказывает петербурженка Нина Попова.
Можно с уверенностью сказать, что дальше будет только хуже: район Октябрьской набережной продолжает прирастать огромными жилыми комплексами, активно застраивается соседняя Новосаратовка - жители деревни уже пишут обращения к властям с просьбой как-то вмешаться в ситуацию: теперь, чтобы выехать из деревни, тратится 1,5-2 часа. К 2026 году обещали пустить от Новосаратовки до "Ломоносовской" трамвай, но сейчас эти планы, анонсированные в 2023-м, кажется, насовсем похоронены.
Автобус - единственный общественный транспорт, соединяющий Петербург с еще одним масштабным районом - Кудрово, находящимся на территории Ленобласти. По последним данным, там сегодня проживает почти 68,5 тысячи человек. Ветку метро в сторону Кудрово начали тянуть еще в 80-х годах минувшего века (и частично она построена, тоннели имеются). Причем первоначально станция должна была называться "Народная". Что касается дат, то сначала назывался 1993 год. Не случилось. В 1997 году стройка и вовсе была заморожена. Предпоследней озвученной властями датой стал 2030 год. Теперь - 2035-й. Сейчас еще только начался процесс изъятия земель под будущий вестибюль и прилегающую инфраструктуру.
В Кудрово, кстати, тоже планировали проложить трамвайные пути - от метро "Улица Дыбенко". Шесть лет назад было выполнено технико-экономическое обоснование реализации данного проекта, в открытом доступе появилась карта предполагаемого маршрута и обозначено, сколько человек новая линия будет обслуживать: 29 миллионов пассажиров в год. Но и этому проекту не суждено было стать реализованным.
Ко всему прочему имеющиеся выездные трассы из таких районов узкие, ни о какой выделенной полосе для общественного транспорта и речи не ведется.
Претензии к транспортной доступности высказывают и жители ряда других новостроек. Дома без транспортных перспектив продолжают расти, к примеру, на Парнасе, где в автобусы можно попасть тоже только с боями. В выигрыше те, чье жилье находится в пешеходной доступности от станций метро.
- Да, далеко не везде есть выделенные полосы для общественного транспорта и не всегда их в принципе возможно сделать. Поэтому мы движемся в направлении создания тактового движения электричек (там, где есть железная дорога) и пуска скоростного трамвая, - подчеркнул парламентарий петербургского ЗАКСа Алексей Цивилев.
Что касается Кудрово и Мурино, то проблема еще в том, что это территория Ленобласти, обращают внимание эксперты.
- Это другой субъект со своим бюджетом, который все-таки не нужно сравнивать с бюджетом петербургским. Ленинградская область испытывает дефицит водителей, а пустить автобусы большей вместимости, как просят жители, зачастую невозможно технически: нет соответствующих разворотных колец, - поясняет эксперт-аналитик Владислав Булгаков.
- К сожалению, одномоментно вопрос с хорошей транспортной обеспеченностью новых районов решить невозможно. И самая главная проблема в том, что изначально развитие транспортной сети в них и не планировалось. Вопрос о том, как добираться в город и обратно, вставал уже после того, как дома были построены, - подчеркивает Андрей Горев, профессор Высшей школы транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. - Но вспомним советское время: трамвайные пути в Купчино, на Гражданке были проложены до заселения домов. Если бы, к примеру, до того, как начать массовую застройку Кудрово, были проложены изолированные трамвайные пути, уже ситуация была бы менее острой. Кстати, в ряде европейских стран за обеспечение транспортом 30-километровой зоны вблизи мегаполиса отвечает именно мегаполис. Потому что все понимают: подавляющее большинство жителей будут ездить в него на работу или учебу. И это правильный подход.
Что говорят в городском профильном комитете? На запрос "РГ" ответили, что работа по улучшению автобусного сообщения "ведется постоянно". Так, с конца августа на маршрут № 119, который следует в Уткину Заводь, добавили три автобуса по будним дням, что позволило сократить интервал в часы наибольшей нагрузки с 7-15 до 4-12 минут. Сообщили, что на маршруты, идущие в этот район, также выделяются автобусы большого класса вместимости (100 человек). Впрочем, пока комплексных мер не принимается, эта капля в море мало что меняет.