
Накануне праздника корреспондент "РГ" побывал в легендарной 155-й бригаде морской пехоты и пообщался с командирами и бойцами. Участок, на котором воюет сегодня пока еще бригада, - снова один из самых ответственных, впрочем, как всегда. Это Красноармейское направление в ДНР.
Напомним, что в конце марта этого года в ходе посещения атомного подводного крейсера "Архангельск" президент России Владимир Путин заявил о грядущем масштабном преобразовании пяти бригад морской пехоты в дивизии. В этот же день Верховный главнокомандующий назначил комбрига 155-й бригады генерал-майора Михаила Гудкова заместителем главнокомандующего ВМФ РФ. В зону ответственности Гудкова стало входить командование всей морской пехотой. Ему предстояло довести эффективность всех соединений до уровня своей 155-й бригады. Боевой генерал, создавший прекрасно показывающую себя бригаду, и, главное, был самой лучшей кандидатурой для этого.
К сожалению, начатое дело сам Варяг (позывной генерала Гудкова) не успел довести до конца. 2 июля этого года в результате вражеского ракетного удара он погиб в Курской области. По этому случаю свидомиты в украинских пабликах устроили радостную истерику. Они утверждали, что русские скоро забудут своего героя.
Не забыли. Имя единственного дважды Героя России генерал-майора Михаила Гудкова теперь носит его родная 155-я бригада. Его именем названы филиал Нахимовского военно-морского училища в Мариуполе, школа N104 и улица в Донецке. Буквально на днях в Курске открыли гигантский мурал с портретом генерала на фасаде одной из многоэтажек.
Но самое главное - дело Гудкова продолжает жить.
Старшие офицеры 155-й рассказали мне о том, что Варяг уже давно носился с идеей модернизации, укрупнения соединений и даже превращения морской пехоты в отдельный род войск наподобие ВДВ. Аргументация такая: бригада - инструмент преимущественно оборонительный, этакая скорая помощь, заточенная на затыкании дыр в обороне, а дивизия - это по сути уже мини-армия для широкомасштабного наступления, необходимого для достижения всех целей спецоперации.
Кстати, идеологами такого преобразования вместе с Гудковым были два его ближайших соратника и друга - полковники Сергей Ильин и Леонид Башкардин. В бытность Варяга комбригом Башкардин был его заместителем, а Ильин - начальником штаба бригады. Когда Гудков ушел на повышение, комбригом стал Ильин, а Башкардин его замом. Все трое были специалистами высочайшего класса в своем деле. Например, полковник Башкардин, будучи заместителем комбрига по артиллерии, незадолго до начала СВО возглавил группу спецов 155-й бригады на чемпионате мира по минометной стрельбе среди ведущих армий планеты. Наши парни заняли на этих соревнованиях первое место.
Также одними из первых в российской армии Гудков, Ильин и Башкардин создали в своем соединении подразделение БПЛА, внедряли различные технические инновации, в том числе системы управления боем и радиоэлектронной разведки, о которых тогда мало кто имел представление. Варяг не отвергал и был готов обсуждать любые, даже, на первый взгляд, бредовые идеи своих подчиненных, и зачастую они оказывались самыми прорывными. Например, использование водолазных костюмов для незаметного форсирования реки и дальнейшего неожиданного захода в тыл противника.
- Подразделения морской пехоты воюют отлично... Относятся без всякого преувеличения к элите Вооруженных сил, так же, как десантники, так же, как спецназ, - сказал на той же встрече на крейсере президент.
- Идеология доблести и гордости за принадлежность к морской пехоте - там, где любой другой дрогнет и отступит, морпех врывается по пояс в землю, но стоит, - эта идеология всегда была у "черных беретов", но в нашей бригаде с новой силой стала культивироваться именно при Гудкове, - вспоминает старожил соединения, командир воздушно-десантной службы с позывным Замок. - Он неустанно повторял, что для "черных беретов" нет невыполнимых задач. Отсюда и выражение "Где варяги - там напряги", потому что варягами стали звать всех подчиненных Варяга. Небольшой, но характерный штрих. Гудков личным приказом отменил общее распоряжение по войскам сменить морпеховские шапки с черным кожаным верхом на общевойсковые зеленые. Также он всегда настаивал, чтобы у офицеров и матросов верхние пуговицы формы, даже полевой, всегда были расстегнуты и была видна тельняшка. Дабы подчеркнуть свою принадлежность к "черным беретам".
Все трое командиров - Гудков, Ильин и Башкардин - были фанатами морской пехоты и тоже пали на поле боя во время освобождения Курской области.
- Они были для нас не просто командиры с большой буквы, а как отцы, - признаются офицеры.
Тем не менее запас прочности, заложенный в легендарную бригаду Варягом и его замами, оказался достаточным, чтобы соединение не утратило своей боеспособности и без них. Закончив освобождение Курской области, морпехи-тихоокеанцы переместились в ДНР. Сегодня штурмовые подразделения 155-й в составе группировки войск "Центр" ведут боевые действия на Красноармейском направлении. Блокируют выход из окруженного украинского гарнизона в Мирнограде с севера и не дают прорваться на помощь к "побратимам" украинским подразделениям со стороны Доброполья, одновременно подбираясь к этому крупному логистическому центру ВСУ и готовя плацдарм для его штурма.
Кажется, что общая беда только больше сплотила "черных беретов", а еще - появилось горячее желание отомстить врагу за смерть своих командиров.
- Пожалуй, ни в одном роде войск нет такого боевого братства, как у морпехов, даже у десантников, - считает заместитель командира десантно-штурмового батальона гвардии майор Психолог. - Даже офицер управления может спуститься к матросам в блиндаж и запросто выпить с ними кружку чая за дружеской беседой. Варяг, уже будучи генералом, спускался к бойцам в окопы, лично проверял готовность к бою.
Такое отношение к делу и подчиненным было у Варяга с самого начала службы. Так, офицер с позывным Черный вспоминает, что, когда поступил на службу в бригаду, был потрясен тем, что его непосредственный начальник, тогда еще командир десантно-штурмового батальона Гудков, знал весь личный состав своего подразделения не только по фамилиям, но и по именам-отчествам.
Однажды Психолог получил предложение пойти на повышение по линии ВМФ, но комбриг нашел время на то, чтобы поговорить с молодым офицером и убедить его остаться в бригаде.
- А как убедил?
- Очень коротко и просто, но меня эти слова пробрали до глубины души. Он мне сказал: "Ты морской пехотинец, а это звание дороже всех званий мира. Не разменивай миллион на рубли".
Поэтому и сам Варяг, беспрекословно выполнив приказ Верховного (а как известно, приказы не обсуждаются) и став заместителем главнокомандующего ВМФ России, будучи уже генералом, не перестал быть морпехом. Он постоянно находился на СВО, а порой и лично приезжал на передовые позиции, где его однажды и подстерег ракетный удар. Кто-то после его смерти говорил и писал, что это неправильно, что командующий такого ранга должен беречь себя в штабах и не приближаться к линии боевого соприкосновения. Но Варяг не мог иначе.
Вспоминаются слова Евангелия о плоде, который, упав в добрую землю, принесет плодов во сто крат больше.
- Варяг не боится трудностей и не сдается врагу. С сегодняшнего дня вы тоже юные варяги, - сказала, выступая перед многочисленными воспитанниками Мариупольского филиала Нахимовского морского училища имени Михаила Гудкова, его мама, Ольга Михайловна.