В театр "Шалом" явились "Последние" Горького

Пьесу Горького "Последние" ставят и экранизируют нечасто. Но как справедливо заметил кто-то из критиков, когда бы она ни явилась на подмостки, всегда кажется, будто написана вчера: настолько актуальны заложенные в ней темы. И впрямь: семья на переломе эпох, отцы и дети в тупиках непонимания - всегда злободневно.
Сценография Липовецкого проста: внутри квадрата, будто в клетке, мечутся в поисках выхода чада и домочадцы.
Сценография Липовецкого проста: внутри квадрата, будто в клетке, мечутся в поисках выхода чада и домочадцы. / Игорь Червяков

Горький написал эту пьесу в 1908-м, между двух революций, а героем выбрал отставного полицмейстера Ивана Коломийцева (по-сегодняшнему - начальника полиции), уволенного за злоупотребления и издевательства над задержанными. Обедневшая семья его (жена, пятеро детей, старая нянька) вынуждена ютиться в доме брата. Но и с ним, смертельно больным, отношения непростые: в семье давно подозревают, что старшую дочь, горбунью Любу, жена полицмейстера родила именно от него, Якова, а не от законного мужа…

Режиссер, он же сценограф, Олег Липовецкий выбрал для своей постановки лаконичную до минимализма декорацию: в центре зала - вращающийся круг с нарисованным на нем квадратом да десяток стульев. Внутри этого квадрата, будто в клетке, мечутся в поисках выхода чада и домочадцы: то присядут на стулья, то переставят их, перекинут, ударят об пол или вовсе сплетут в невообразимый клубок. А зрители сидят вокруг, словно участники психотерапевтического сеанса, мучительно пытаясь найти ответы на вопросы, заданные Горьким.

Режиссер Липовецкий в финале откровенно заявил, что с итогом этой пьесы он не согласен

Надо сказать, этот минимализм как нельзя лучше способствует пониманию спектакля. Ничего лишнего - только напряженные, путаные отношения и неразрешимые противоречия, раздирающие семью. Актерские работы на этом фоне - выразительные, тонкие, очень глубокие, в лучших традициях русского психологического театра - читаются особенно отчетливо.

Вот горбунья Люба, которую все называют "злой". Но в исполнении Алины Исхаковой, с ювелирной точностью сумевшей передать все особенности речи и пластики инвалида, Люба - единственно толковый человек в этом семействе. И похоже, единственный - морально здоровый. Она наблюдательна, умна, она понимает все про каждого, но справиться с этим скопищем уродств не в состоянии.

Прекрасно ведет свою партию Ксения Роменкова. Замученная диктатом мужа, развратника и пьяницы, придавленная виной собственного греха, ее Софья - как слабый росток, только сейчас (на излете почти тридцатилетнего замужества!) обретающий хоть какую-то силу. Она пытается образумить мужа, найти с ним общий язык, взывает к остаткам нравственности - ведь должно же быть в этом человеке хоть что-то доброе? Бесполезно. И слабость ее так очевидна и в бесконечных рефлексиях - "ох, не знаю, ничего я не знаю", и в стремлении найти понимание у детей… Эту слабость добра отчетливо демонстрирует и Яков (Александр Хорлин). Его смерть, по Горькому, единственно возможный уход из аморальной семейки.

Фото: Ольга Кузякина

А вот старшие дети Коломийцева, Александр и Надежда с мужем, напротив, демонстрируют несгибаемую витальность. Николай Балацкий, красотка с подиумной внешностью Елена Бобровская, Сергей Шадрин в своих ролях упиваются возможностью показать очень современных типов, для которых деньги, власть, беззаботное времяпрепровождение - главный признак успешной, удавшейся жизни.

Безусловно, выразителен в исполнении Дмитрия Цурского и сам Иван Коломийцев. Эдакий держиморда, который всю жизнь руководствовался несколькими несложными правилами, и совершенно потерявшийся, когда остался не у власти. Правда, это поражение ничему его не учит, никаких нежных чувств в душе не пробуждает. Как только появляется вариант перекроить судьбу на прежний лад, он с азартом кидается в предложенную аферу.

Известно, что Горький сначала хотел назвать пьесу "Отец", но потом переиначил. "Последние" - младшие дети, на которых, надеется автор, только и остается уповать. Но выйдет ли из них что-то доброе? Большой вопрос.

Здесь вообще вопросов больше, чем ответов. Меня, например, не оставляла мысль: а может ли жена в принципе повлиять на негодяя-мужа, если уж судьба свела их в нерасторжимом супружестве? Как? Ссорами? Бесконечными "разговорами по душам" (считай - неизбывной нудьгой)? Ультиматумами? Своим уходом в никуда?

Кажется, и психотерапевты здесь в затруднении. Примечательно, что программку своего спектакля театр "Шалом" снабдил не только информацией о времени написания пьесы и документальном материале, на котором основывался Горький, но и психологическими диагнозами семейных конфликтов, так ярко отраженных в сюжете. Диагнозы есть - способов лечения нет. Может быть, каждый из нас находит их для себя сам?

Во всяком случае, режиссер Олег Липовецкий в финале явится нам на экране, чтобы откровенно заявить, что с итогом этой пьесы Горького он не согласен, и даже пытался придумать иную развязку… Но в конечном счете решил ничего не менять. Пусть на сцене все останется так, как написал классик. А в жизни мы будем искать затянувшимся семейным узлам свои развязки.