Выстрел по умирающей экономике: Эксперты пояснили, чем обернется для Латвии разбор железной дороги в РФ

Эксперт Капустина: Латвия лишится преимущества из-за разбора ж/д путей в Россию
В Латвии хотят разобрать железную дорогу, которая ведет в Россию. Об этом заявил президент страны Эдгарс Ринкевичс. Решение планируют принять в начале следующего года, обсудив и согласовав его с соседними государствами - Эстонией и Литвой, сообщает латвийский портал LSM+.

Теоретически Латвия это может сделать, пояснил "РГ" политолог Георгий Бовт. Понятно, что мотив у нее один: чтобы российские войска вдруг не приехали по железной дороге. При этом Ринкевичс подчеркнул, что мера рассматривается как один из возможных вариантов укрепления национальной обороны. Бовт обратил внимание, что сейчас по железной дороге в Латвию и через Латвию сама Россия практически ничего не возит. Зато поездами в нее через нашу страну идет транзит из Казахстана и Узбекистана.

Поэтому, с одной стороны, решение о демонтаже железной дороги ей необходимо согласовать с другими балтийскими странами, чтобы избежать, в том числе, перетока этих грузов, поскольку они пойдут через Литву или Эстонию, говорит политолог. С другой - противников у самой идеи много. Не исключено, что отношения России и Латвии могут возобновиться, и тогда железную дорогу придется строить заново. Многие приводят в пример Польшу, в которую через Белоруссию ввозят товары из Китая на 25 млрд долларов.

А вот для России демонтаж железнодорожного сообщения в Латвии будет иметь, скорее, символическое, нежели практическое значение, подчеркнула профессор кафедры логистики Финансового университета при Правительстве РФ Надежда Капустина. Она обратила внимание, что в последние годы основные потоки российских грузов уже перенаправлены на альтернативные маршруты, включая российские порты в Ленинградской и Калининградской областях и на Дальнем Востоке, а также через территорию Белоруссии и Китая. Для Латвии последствия представляются гораздо более ощутимыми, поскольку окончательный разрыв транспортных связей означает утрату даже теоретической возможности возобновления транзитных перевозок в будущем. В результате страна лишается потенциального источника доходов и конкурентного преимущества в виде географического положения между Востоком и Западом, говорит эксперт.

Латвия лишается потенциального источника доходов и конкурентного преимущества

Капустина напомнила, что изначально транспортная инфраструктура Прибалтики формировалась как неотъемлемая часть общей логистической системы, где латвийские порты играли ключевую роль в обслуживании транзитных грузопотоков. Через территорию Латвии традиционно перевозились разные товары, включая нефтепродукты, уголь, металлы, удобрения и контейнерные грузы, направлявшиеся как из России в европейские страны, так и в обратном направлении. Транзит грузов обеспечивал значительные поступления в бюджет страны и создавал рабочие места в портовой и транспортной отраслях.

Полный демонтаж железнодорожных путей - очередной выстрел по умирающей экономике балтийских стран, которые ставят интересы евробюрократии выше интересов национальной экономики, считает руководитель проектов КГ "Полилог" Евгений Зленко. Он также уверен, что в этой ситуации Латвия пострадает экономически сильнее всех. По его словам, внутренние пассажирские перевозки в ней убыточны. Без транзита железная дорога потребует колоссальных дотаций из госбюджета для содержания инфраструктуры, которая станет попросту ненужной. Порты страны также потеряют остатки грузопотока. Это, в свою очередь, повлечет сокращение рабочих мест в портовом секторе и компаниях, занимающихся погрузочно-разгрузочными работами. А содержание пустой железнодорожной сети ляжет на плечи внутренних потребителей и государства.

Полный демонтаж железнодорожных путей - очередной выстрел по умирающей экономике балтийских стран

Пострадают и третьи страны, в частности, Казахстан и страны Центральной Азии, которые используют прибалтийские порты для экспорта своего сырья в Европу, отмечает эксперт. При этом Зленко не исключает, что решение может быть принято, если Латвия получит гарантии финансовой поддержки от ЕС на содержание своей транспортной инфраструктуры в условиях потери доходов.