"Зависимость надо лечить": почему запретов недостаточно в борьбе с курением

Эксперты предлагают дополнить борьбу с курением медицинскими подходами и концепцией управления рисками для помощи заядлым курильщикам
Ежегодно курение уносит жизни более 8 миллионов человек во всем мире. В России благодаря эффективной федеральной антитабачной программе доля курящих россиян снизилась с 40% до 23%, но в последние годы тренд застопорился. Эксперты объясняют: в стране сформировалось устойчивое ядро людей с тяжелой формой зависимости - то есть курильщиков со стажем, которые не в состоянии расстаться с пагубной привычкой и не реагируют ни на запреты, ни на ограничения.
Сергей Михеев/ РГ

Ситуацию осложняет и то, что, как правило, речь идет о пациентах с тяжелыми хроническими заболеваниями, на лечение которых тратятся огромные деньги. А если убрать разрушительный фактор курения табака - можно не только спасти десятки тысяч жизней, но и снизить нагрузку на систему здравоохранения. Как решить эту сложную задачу, обсудили участники пресс-конференции в "Российской газете".

Экономика вредного поведения

"Удивительное дело - другого примера такого массового, добровольного, вредоносного поведения, направленного на самого себя, нужно еще поискать", - так эмоционально охарактеризовала ситуацию директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Она отметила, что прямые потери экономики от табакокурения колоссальны: "Минздрав заявляет, что только прямые затраты на лечение осложненных заболеваний, которые характерны для заядлых курильщиков, составляют более 400 млрд рублей. А если учесть потери из-за снижения производительности труда, преждевременной смертности, а речь идет о трудоспособных возрастах, они могут превысить триллион рублей", - заявила Попович.

Данные моделирования, проведенного учеными ВШЭ, показали, что даже консервативный подход к снижению вреда от табакокурения может спасти тысячи жизней. "Если снизить риски курения, можно сохранить 40 тысяч жизней мужчин и 15 тысяч жизней женщин. Для экономики это означает потенциальную экономию почти на 1,5 триллиона рублей", - отметила экономист.

Попович сделала вывод: "Безусловно, главной целью должна стать помощь в полном отказе от курения. Но инструменты достижения этой цели должны быть реалистичны. Полный запрет сертифицированных средств, позволяющих снизить риски для взрослых хронических курильщиков - это не решение".

Новый подход: медицина модификации рисков

Сергей Бабак, доктор медицинских наук, профессор-пульмонолог, член правления Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков, объяснил, почему для помощи заядлым курильщикам нужны медицинские, а не только запретительные методы. Он заявил, что среди пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями доля курильщиков превышает 70%, и дальнейший успех терапии во многом ассоциирован именно со снижением негативного воздействия курения на организм. Однако, по его словам, именно эта группа проявляет болезненную зависимость и почти не поддается ни уговорам, ни запретам.

"Бороться с аддикцией нельзя методами просто уговора. Надо лечить этих людей с помощью специальных методов, блокирующих эту зависимость", - подчеркнул Бабак. Он указал на ключевую проблему интеграции такого подхода в практику: "Современный врач жестко привязан к современным клиническим рекомендациям. Но схема лечения основного заболевания должна включать и меры по снижению вреда от курения. Позиция нашей ассоциации: во все клинические рекомендации нужно включить разделы о том, как правильно оказывать помощь по отказу от табакокурения таким пациентам, с учетом возможностей и потенциала концепции модификации рисков".

Профессор пояснил, что Ассоциация готовит методические материалы и образовательные циклы, чтобы научить врачей говорить с пациентами о зависимости и правильно мотивировать их на лечение.

Мостик к отказу: опыт онкологов и кардиохирургов

"Мы говорим о тяжелой, хронической зависимости, при которой лишь 4-5% людей могут справиться и бросить курить самостоятельно. Здесь необходим комплекс мер: мотивация, никотинзаместительная терапия, психологическая и психотерапевтическая помощь и при необходимости - риск-ориентированный подход. В первую очередь это касается пациентов с тяжелыми заболеваниями - сердца и сосудов, ХОБЛ, онкологическими болезнями", - считает завкафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии Медицинского Института РУДН им. Патриса Лумумбы Владимир Медведев.

Онколог Борис Каспаров, завотделением НМИЦ онкологии им. Петрова, привел убедительные данные из своей практики. "Безусловно, отказ от курения повышает эффективность лечения и может сохранить наибольшее количество жизней пациентов с онкологическими заболеваниями", - заявил он. Профессор Каспаров рассказал о проекте персонализированной реабилитации таких пациентов: "В когорте онкопациентов, которые не могли отказаться от курения, мы опробовали переход немотивированных на отказ пациентов на применением нагреваемых бездымных устройств, с последующим полным отказом от курения. Такой подход, как мы убедились, заметно повысил эффективность реабилитации".

Коллегу поддержал сердечно-сосудистый хирург, профессор кафедры хирургических болезней и сосудистой хирургии РУМ им. Евдокимова Расул Гаджимурадов. Он рассказал историю пациента со стажем курения более 40 лет, который перенес несколько сложнейших операций на сосудах, привел примеры из практики: "Курящие пациенты с тяжелой зависимостью иногда используют как временное решение переход на бездымные продукты, такие как системы нагревания табака, с последующим полным отказом от курения. Количество токсичных продуктов горения в них на 97% ниже (хотя к ним есть другие вопросы, которые требуют научных исследований - прим. ред.)".

Гибкое регулирование вместо тотальных запретов

Участники круглого стола сошлись во мнении, что для получения нового импульса в борьбе с курением необходимы гибкие, риск-ориентированные, научно обоснованное подходы с учетом реального профиля риска продуктов. Принцип модификации рисков подразумевает, что действующее законодательство должно предоставить возможность взрослым хроническим курильщикам перейти от более вредных продуктов к менее вредным, при этом охраняя несовершеннолетних от табачной и никотинсодержащей продукции. В то время как выравнивание регулирования для сигарет и продуктов с пониженным риском фактически защищает рынок наиболее вредных изделий - обычных сигарет.

Заключение: лечение, а не наказание

Итог дискуссии подвела экс-сенатор Валентина Петренко, лидер движения "Матери России". Она предложила создать комплексную государственную систему работы с проблемой, которая будет, с одной стороны, охранять молодежь от табачной продукции, а с другой - помогать взрослым заядлым курильщикам с тяжелыми заболеваниями. Эксперты выразили общую позицию: для помощи миллионам людей с устойчивой никотиновой зависимостью необходим переход от запретительной риторики к риск-ориентированному подходу. Зависимость, которая требует комплексного лечения, включая инновационные методы модификации рисков, психологическую и психотерапевтическую поддержку и интеграцию помощи по отказу от курения в клинические рекомендации по лечению основных заболеваний. Это поможет улучшить результаты борьбы с одной из самых серьезных угроз здоровью нации.

Здоровье