
Говорили о том, что клеточная и генная терапия переживает сегодня этап стремительной эволюции. Новое поколение технологий в этой отрасли объединяет достижения синтетической биологии, биоинженерии и искусственного интеллекта.
"В России зарегистрировано уже 11 клеточных препаратов для лечения гематологических заболеваний, один для лечения злокачественных опухолей (конкретно речь о саркоме) и более 40 клеточных продуктов в области регенеративной медицины, - отметила руководитель группы генной иммуноонкотерапии Института биоорганической химии им. М. Шемякина и Ю. Овчинникова РАН, заместитель гендиректора по науке Московского центра инновационных технологий в здравоохранении Ирина Алексеенко. - Клеточные технологии могут давать новое качество жизни. Например, сейчас используем для небольшого количества пациентов, больных системной красной волчанкой, технологию клеточной терапии CD19. Отмечу, что заболевание считается хроническим. Но эта технология позволяет пациентам выздороветь".
По словам замдиректора по науке Медицинского научно-образовательного института МГУ им. Ломоносова, ведущего научного сотрудника НМИЦ эндокринологии Минздрава Марии Воронцовой, генные технологии сегодня развиваются стремительно, большими шагами.
"Это уже технологии не завтрашнего, а по сути сегодняшнего дня, - отметила Мария Воронцова. - Ведутся и разговоры о том, можно ли применять эти технологии при хронических, но социально важных многофакторных заболеваниях, таких как диабет второго типа или ожирение. Почему генные технологии настолько заманчивы для нас? Прежде всего стоимость этих технологий стремительно снижается. Раньше для того, чтобы расшифровать один геном, требовались миллиарды, сегодня хватит 50 тысяч рублей. Дальше будет еще ниже".
Успехи применения таких технологий сегодня - основа для развития принципиально нового направления - регенеративной биомедицины, цель которой - воссоздание поврежденных или утраченных из-за болезни клеток, тканей и органов.
"Еще несколько лет назад я не мог представить себе, что полногеномные исследования займут такое прочное место не просто в научных исследованиях, но и в клинической практике, - поделился директор Медико-генетического научного центра имени академика Н. Бочкова, главный внештатный специалист по медицинской генетике Минздрава Сергей Куцев. - Но мы учимся, и у нас получается заниматься регуляцией экспрессии определенных генов. Это уже потоковый метод, который позволяет изучать не только причину моногенного заболевания, но и механизмы его развития".