
В двухчасовом, очень заинтересованном обсуждении публикации "Почему родители включают прессинг" участвовали руководители и тренеры-преподаватели краевых спортшкол, юристы, спортивный психолог, родители юных спортсменов, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, глава исполнительного комитета ОНФ в Алтайском крае и представитель регионального минспорта.
- В нашей школе насчитывается одиннадцать отделений, и практически в каждом из них случаются конфликтные ситуации, - говорит директор краевой СШОР Сергей Волков. - В советские времена совещания по такой проблеме, как конфликты между тренерским составом и родителями, не могло быть в принципе. Тогда тренеры, как и все педагогическое сообщество, были юридически защищены. Сейчас иная ситуация. И если кто-либо из родителей решил загнобить тренера, он тут же обращается в прокуратуру, в различные министерства и ведомства, шлет письма в Москву. И начинаются бесконечные запросы, проверки.
Для сведения: подготовка детей в спортивных школах осуществляется в рамках образовательной деятельности. Поэтому руководство школ оказывается между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, надо обеспечивать достойные спортивные результаты, а с другой, предоставлять образовательные услуги (в равной степени!) каждому ребенку. Но по объективным причинам эти векторы могут не совпадать.
- Нужна ли такая модель, при которой тренеры превратились из бенефициаров в заложники, попав под давление родителей? Под такое же давление, пусть опосредованное, попадает и руководящий состав, - поставил вопрос ребром ведущий круглого стола Иван Самсонов, замдиректора ЦСП Алтайского края, кандидат педагогических наук.
Подобный прессинг пережил Сергей Штин, один из лучших тренеров СШОР по баскетболу "АлтайБаскет". Одной из мам не понравилось, как Сергей Михайлович общается с ее ребенком, и она написала письмо к руководству спортшколы, заручившись поддержкой еще двух родителей: уберите Штина с этой возрастной группы. И никто из "подписантов" напрямую не пообщался с тренером. Руководство "АлтайБаскета", изучив ситуацию, встало на защиту подчиненного - и тогда жалобы полетели во все инстанции. Тренера удалось отстоять, но конфликт показал: тренеры не защищены правовыми нормами в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". Та история добавила Сергею Штину седых волос.
Что характерно: родители, активно занимавшиеся спортом в детстве и молодости, в тренерскую работу не лезут. Мнение этой части родителей высказал отец ребенка, тренирующегося в одной из ДЮСШ по футболу.
- Родители не должны вмешиваться в тренерскую кухню, но тренер должен общаться с ними как индивидуально, так и на общих собраниях, доходчиво разъяснять свои принципы и методы работы, - считает Андрей Михайлин, футбольный судья в любительском чемпионате Барнаула.
Однако далеко не все папы и мамы имеют спортивное прошлое.
- Родительский прессинг - проблема ярко выраженная, - отмечает спортивный психолог Александра Сазонова. - Тревожность родителей понятна, ведь, как правило, их не допускают в тренировочный процесс, что, я считаю, правильно. Поэтому необходимо, чтобы тренеры давали обратную связь. Очень важны родительские собрания, где тренер все разъясняет мамам и папам, многие из которых просто не понимают специфику тренировочного процесса. При этом приоритеты части родителей меняются с течением времени: они приводят детей в спортшколы "для здоровья", "чтобы мог за себя постоять", "чтобы отвлекся от компьютера", но потом аппетиты растут, и им уже хочется, чтобы ребенок достиг больших высот.
Вдвойне сложно порой приходится тренерам, работающим с девочками. Здесь со стороны родителей исходит особо пристальное внимание к любому действию и даже слову наставников. Тем не менее формула успешного взаимодействия с такими родителями проста, считает Оксана Жбанникова, тренер-преподаватель СШОР по футболу А. Смертина:
- Плохих детей не бывает - есть невнимательные взрослые. Детскому тренеру нельзя быть диктатором: как я сказал, так и должны делать. Нужно уметь договариваться с детьми и родителями, получать от них обратную связь. Я работаю не только с футбольными командами девчонок, в какой-то момент пришлось тренировать свою дочь. Однажды я не пустила ее на сборы сборной России до пятнадцати лет, отправила другую девочку. Дома пришлось дочке подробно объяснять свое решение. Она поехала на сборы только через год, когда это заслужила. Когда у нас возникают сложные вопросы, требующие отдельного обсуждения, они выносятся на родительский комитет. Если мы будем решать эти вопросы совместно, дети не будут заложниками спорных ситуаций.
Оксана Николаевна поделилась и опытом взаимодействия с мамами юных футболисток: "Мы создали "Лигу мам". Днем у меня девочка тренируется, а вечером - ее мама, и она начинает потихоньку разбираться в футболе и в логике учебно-тренировочного процесса".
Сегодняшние реалии таковы, что тренерам, особенно возрастным, нужно помнить: дети уже не те, что прежде, и некоторые методы, которые успешно работали раньше, сегодня неприемлемы. Психолог Александра Сазонова вспомнила случай, когда ребенок в ответ на критику тренера заявил: "Вы не имеете права на меня кричать, иначе я вызову полицию".
- Проблема взаимоотношений родителей и тренеров будет обостряться еще больше, - прогнозирует Лариса Казанцева, директор СШОР по волейболу "Заря Алтая". - Администрации школ и тренеры в правовом смысле вообще не защищены от радикально настроенных родителей. Был случай, когда я целый год вела переписку с прокуратурами разного уровня - от районной до Генеральной. Мы везде доказали правоту тренера, ни один факт, из тех, что были в жалобах, не подтвердился, но в итоге администрацию все равно наказали - надо же было надзорным органам как-то отреагировать. А родителям все сошло с рук, они не несут никакой ответственности за свои кляузы. На мой взгляд, это неправильно, когда прокуратура пытается разобраться, верно или нет выстроен учебно-методический процесс. Ведь у школы есть лицензия, у тренера есть лицензия и заслуги, а нашу деятельность оценивают люди - при всем уважении! - объективно далекие от спорта.
При этом, отметил Владислав Родькин, директор СШ по хоккею "Алтай", если краевые и муниципальные спортшколы находятся под неусыпным контролем разных инстанций, то частные спортивные клубы никто не проверяет, и "это ненормально".
Подводя итоги, участники круглого стола сошлись в том, что конфликтов станет меньше при условии регулярных контактов руководства спортшкол и тренерского состава с родителями юных спортсменов. Также назрела необходимость разработки локальных нормативных актов, регламентирующих права и обязанности занимающихся спортом детей и их родителей.
Кстати
Бывает, когда родители сразу обращаются в самые высокие инстанции.
- Одна родительница написала жалобу президенту РФ, - вспоминает Евгений Татаринцев. Письмо, естественно, в скором времени вернулось к нам. Встретились мы в моем кабинете. Говорю: "Мы с вами знакомы не первый год, всегда находили общий язык, могли бы просто зайти и быстро решить вопрос, он же выеденного яйца не стоит". Знаете, что я услышал в ответ? "Застеснялась..."
А директор СШ по художественной гимнастике "Жемчужина Алтая" Андрей Пудовкин рассказал не менее анекдотичный эпизод: "Бабушка одной из девочек из самых благих побуждений написала президенту, что нашей школе не хватает денег, прибавить бы финансирование, и к нам пришли... проверяющие из Счетной палаты".
Мнение
Ольга Казанцева, уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае:
- По роду деятельности я давно вовлечена в эту тему. На днях в Новоалтайске разбиралась в очередном конфликте "педагог - ребенок". Очень часто от руководящего состава школ приходится слышать: мол, уберите из образовательного процесса родителей - работать стало невозможно! Но мы живем и работаем в соответствии с законом, каждый родитель сейчас сам себе режиссер, они все фиксируют и записывают, а потом выкладывают в чаты. Тренировочный процесс превратился в публичный акт. Поэтому директорам нужно повышать правовую грамотность, чтобы точно понимать: что родители могут требовать, а что - нет. Прибегайте к услугам юристов, в том числе связанных с министерством образования.