
В торжественной церемонии по этому случаю приняли участие первый заместитель председателя правительства РФ Денис Мантуров, мэр Москвы Сергей Собянин и помощник президента, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
Чистый, омытый осенним дождем асфальт и новенькие, с красивыми фасадами цеха с высаженными вдоль их стен туями. Так выглядит территория новой судоверфи. Вид на нее из окон расположенного напротив жилого комплекса никак не напоминает промзону, которая была здесь еще недавно.
"Эта судоверфь - самая современная из тех, которые есть у нас сегодня в стране и которые производят именно электрические суда. Думаю, что она самая крупная и самая современная и в Европе", - сказал Денис Мантуров. Выразив надежду, что такие производства будут в России тиражироваться, он поблагодарил Собянина за своевременно принятое в 2023 году решение построить такой завод: "Это не только верфь, это еще и конструкторское бюро, что дает возможность проектировать и строить суда разного класса. И не только по заказам Москвы".
Зампред правительства привел интересную цифру: в цехах судоверфи будут работать 500 москвичей, а еще 50 тысяч человек будут задействованы в кооперации и поставке комплектующих судов, которые будут здесь производиться.
Напомнив, что в Москве долгое время появлялось много различных предприятий, а вот судостроительные заводы не открывались, а скорее, закрывались, Сергей Собянин сказал: "Что же произошло? Последние годы мы активно развивали общественный транспорт, причем, в основном электротранспорт - метро, МЦД, МЦК, электробусы, которые активно замещают обычные автобусы. А Москва-река как бы оставалась в стороне от этих трендов. Мы решили восполнить это отставание и приняли решение о возобновлении регулярных пассажирских перевозок на Москве-реке, запустив первые электрические суда. И по мере запуска понимали, что вокруг наших красивых судов курсирует огромное количество туристических, морально и физически устаревших катеров, которые загрязняют Москву-реку. Поэтому появилась необходимость выпуска десятков новых электросудов. Кроме того, мы восстановили речные вокзалы, знаменитые на всю страну, и запустили так называемую кругосветку, когда стало возможно с Северного речного вокзала проехать по Золотому кольцу и вернуться на Южный речной вокзал. Так еще очевиднее стала огромная потребность в новых судах, причем именно электрических.
Площади нового предприятия занимают 23 тысячи квадратных метров, что позволило организовать производство полного цикла, которое включает в себя работы по резке металла, сварке и сборке корпусов, оснащению и спуску судов на воду. Планируется, что будет производиться до 40 судов в год. При этом обеспечена возможность единовременной сборки электросудов различных типов - "Москва 1.0", "Москва 2.0", "Москва 3.0", которые отличаются друг от друга вместимостью: "Москва 1.0" рассчитана на 56 пассажиров, "Москва 2,0" - на 190, а "Москва 3,0" - на 150-250 человек.
Киль первой "Москвы-1.0" с памятной табличкой Мантуров, Собянин и Патрушев заложили сегодня же. Как пояснил гендиректор Московской судоверфи Илья Акулов, к лету будущего года этого "первенца" они спустят на воду. А в 2027 году на верфи планируется заложить современное гибридное круизное судно "Московское золотое кольцо" длиной 110 метров, которое в дальнейшем выйдет на одноименный популярный туристический речной маршрут.
Обновление круизного флота, по расчетам властей, придаст новый импульс развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности водных туристических маршрутов "Московского золотого кольца", пассажиропоток которых к 2035 году вырастет в два-три раза.
На Москве-реке же к 2030 году будут работать семь маршрутов регулярного речного электротранспорта вместо нынешних трех, а также 11 маршрутов экскурсионно-прогулочного флота. В целом речной флот столицы к тому времени будет состоять более чем из 100 электросудов производства Московской верфи.
Того, что санкции других стран могут помешать реализации этих планов, на заводе не опасаются. "У нас уникальные отечественные технологии, большая часть деталей судов - российского производства", - объяснил свою уверенность Илья Акулов.

"Мы заняли очень большую нишу в мире по производству электросудов, - подчеркнул Николай Патрушев. - И нам ни в коем случае нельзя ее уступать. И, конечно, важно, что москвичи и те, кто приезжает в Москву на экскурсию или по работе, могут увидеть город во всей красе - с реки он смотрится гораздо красивее".
Важно и то, что в этих же цехах будет организовано техническое обслуживание и ремонт всех судов речного флота, причем не только электрических.