Фестиваль "Воронежская камерата" представил музыку разных эпох

Мировая премьера двух сочинений итальянского композитора Роберто ди Марино состоялась в Воронеже. Мелодичная, романтическая музыка, вобравшая мотивы и ритмы многих народных танцев, покорила публику моментально. Современные произведения звучат на "Воронежской камерате" каждый год. Но в этот раз они были созданы (усовершенствованы) специально для фестиваля.

"Послом" музыки ди Марино выступил известный альтист Максим Новиков, который регулярно становится первым исполнителем свеженаписанных работ. По его просьбе композитор переложил свой двойной концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра. Вместо клавишного инструмента зазвучал альт.

- Мне кажется, опыт удался, я бы с удовольствием повторил его, - отметил гитарист Ровшан Мамедкулиев. - С альтом взаимодействовать в каком-то смысле проще, чем с бандонеоном, у которого более резкая атака звука. Интересно было бы и сыграть другие произведения Роберто ди Марино, у него есть, например, гитарный концерт. Современная музыка воспринимается в первую очередь в контексте авангарда или специфических стилей с обилием шумовых эффектов. А здесь материал романтический, в духе конца XIX века. Такое и играть, и слушать приятно…

Другое сочинение, пленительную Suite di Рersonaggi для струнного оркестра в расширенном до 12 частей виде, исполнили участники симфонического коллектива воронежской филармонии, а Новиков выступил с ними как дирижер. Его оригинальный стиль, напоминающий танец с невидимой партнершей, как нельзя лучше соответствовал страстной, лиричной, полной контрастов музыке.

Артистизмом и свободой от стереотипов порадовал зрителей и молодой пианист Владимир Вишневский. Уроженец Рыбинска (Ярославская области) и студент Московской консерватории, он уже выиграл ряд престижных профессиональных конкурсов. При серьезном, вдумчивом отношении к материалу и виртуозной технике Владимир сохраняет простоту и непосредственность в общении с публикой. Он не отгораживается "четвертой стеной", не принимает экстравагантных поз за инструментом. Предпочитает вести концерты сам, рассказывая о личном восприятии той или иной музыки, ее особенностях - простым языком, с юмором и обаянием.

Если пианист будет плохо играть Шопена, то Шопен никому не понравится. Но композитор в этом не виноват

- Чтобы привлечь публику в филармонические залы, ее нужно просто не отпугивать. Это вопрос не только организации концертов, но и поведения людей, которые на них приходят. Сам с этим сталкиваюсь, когда, приходя как обычный зритель, слышу какие-то бестактные замечания. Я с детства посещаю культурные мероприятия и в общем знаю, как себя вести. И если то, что я сел нога на ногу, вызывает у кого-то возмущение, то представьте, что будут чувствовать неопытные молодые люди. Конечно, они боятся академических программ, помпезных ведущих, которые зачитывают все произведения под номерами… - рассуждает пианист. - До предела упрощать подачу, конечно, не стоит, но надо просто по-человечески относиться к тем, кто тебя пришел слушать. Важен баланс, комфортный и для артистов, и для публики. Допустим, я никогда не прошу конферансье просить зрителя не аплодировать между частями произведения. Потому что в этом нет ничего страшного, никто не умрет, если человек захлопает. К тому же артист сам может влиять на поведение публики: если ты хочешь, чтобы произведение воспринималось цельно, ты в паузах всем своим видом и существованием показываешь, что оно еще не кончилось. А когда ты снял руки, вытер… Конечно, люди думают, что это конец. Невозможно заставить их реагировать так, как ты хочешь.

Вишневский интригует и располагает к себе зрителя самим внешним видом: высокий, худощавый, с длинными волосами и черной мантией вместо фрака. Образ родился почти случайно, уверяет музыкант. Носить фрак с такой прической казалось неестественным, к тому же в нем очень жарко. А придумать альтернативное одеяние помогла швея, которая работает с оперной певицей Хиблой Герзмава, рассказал Владимир:

- Я пришел поздравить Хиблу с премьерой "Анны Болейн" в МАМТе, как раз когда сам выиграл конкурс пианистов и композиторов имени С. Рахманинова. Она захотела мне что-нибудь подарить и познакомила со швеей, которая делает ей концертные платья. И вот получился такой длинный плащ, без каких-либо подтекстов и отсылок - просто красивый и удобный. Не могу сказать, что я сам создавал себе стиль. Он постепенно как-то вырастает. Точно так же и в музыке - моя жизнь с малых лет связана с наставниками, и с их помощью формируется манера исполнения, звук. Надеюсь, что я в этом процессе не остановлюсь.

Он интересуется и актерскими техниками, изучает систему Станиславского. Убежден в том, что любой человек, который выходит на сцену, должен уметь контролировать свое дыхание и поведение.

- Помню, я читал Станиславского лежа и дошел до главы про расслабление мышц. Очень простыми словами написано: лягте и поочередно расслабляйте ноги и руки. Я понял, что лежу в зажатом положении. А всю жизнь думал, что так отдыхаю… - признался Вишневский. - Чтобы быть музыкантом, недостаточно сидеть за роялем десять тысяч часов. Да, это здорово и необходимо, но надо и брать от жизни все самое интересное, искать новое для себя, удивляться чему-то… Не идти прямым путем. Как только поиск остановился, у тебя сразу притупляются чувства - и заниматься на инструменте бесполезно. Надо любить музыку и не обращать внимания, если тебе говорят какие-то ужасно обидные вещи. А это бывает очень часто, к сожалению.

Поиски другого участника фестиваля, народного артиста РФ Даниила Крамера (фортепиано), лежат в области импровизации. В его музыке соединяется классика и этника, джаз и джаз-рок. Мелодии Шопена обогащаются латиноамериканскими ритмами. На концерте в Воронеже пианисту аккомпанировали единственная в России джазовая контрабасистка Дарья Чернакова (уверенно пробующая себя и в вокале) и опытный барабанщик Павел Тимофеев.

- Многие люди не отдают себе отчета в том, что приходят не на жанр, а на личность, которая его представляет. Если пианист будет плохо играть Шопена, то Шопен никому не понравится. Но композитор в этом не виноват. Так же и в джазе… Кто-то видит себя в одном жанре, кто-то - в синтезе. Я отношусь к числу "полиглотов", но у меня нет цели разговаривать на всех известных мне музыкальных языках одновременно. Каждый слышит, как он дышит… - отметил Даниил Крамер.

По мнению пианиста, мировая музыка не делима по национальному признаку: творчество Глинки, Чайковского и Римского-Корсакова плоть от плоти европейской культуры, российский джаз впитал в себя те же мотивы (испанские, китайские, японские, африканские, кубинские…), что и мировой.

- Мне кажется, что и российский джаз, и европейский, и американский, достигнув некоего уровня, начали как бы заново накапливать информацию, - пояснил Даниил Крамер. - Когда-то я посмеивался над Майлзом Дэвисом, который незадолго до смерти на вопрос "Каким вы видите будущее джаза?" ответил: "А разве после меня у джаза еще есть будущее?" Но, знаете, пока что он почти прав! Это, впрочем, не значит, что джаз после Майлза Дэвиса остановился. Развитие идет в сторону этнического обогащения. Гораздо резче выделилась джазовая музыка на российской основе, на болгарской, очень легко определить мануш - джаз французских цыган. Европейские джазовые культуры более национально ориентированы, чем американская, и это хорошо. Что касается перспективы, то, пожалуй, мы находимся в нижней точке следующего витка на спирали развития. Джаз заново пойдет вверх. Но будет ли это ренессанс, как с Бахом и Вивальди, или прогресс, не дай Бог, пойдет по пути, по которому шла европейская музыка после 1920-х годов?.. Предсказывать не могу. Но лично я поклонник мелодии, гармонии, рисования картин на сцене.

"Воронежская камерата" в этом году опробовала новый для себя и редкий для города формат - показ немого кино в сопровождении живой музыки. В роли скромного тапера на сцене подвального зальчика в центре креативных индустрий "Матрешка" вышел пианист Александр Маслов, объездивший с гастролями полмира. Он подготовил для ленты Бастера Китона "Шерлок Младший" собственный саундтрек с элементами джазовой импровизации.

На воронежском фестивале каждый год звучат современные произведения. Фото: Наталья Коньшина

- Для первого показа с моим участием (в Воронеже был третий. - "РГ") пришлось неделю просидеть за работой не вставая. Раньше я думал, что тапер сидит и дурака валяет. А на самом деле партитура должна быть продумана до мелочей. Для озвучки немого кино есть определенные приемы, например, когда на экране идет активное действие, мы играем рэгтайм. Поезд едет, человек бежит или падает - для таких типичных ситуаций существуют музыкальные стандарты, которые ты аранжируешь, комбинируешь, дополняешь… У меня прописаны опорные точки, между которыми идет импровизация: слежу за картинкой и в зависимости от того, опережаю я ее или догоняю, могу убрать или добавить такты, - рассказал Александр Маслов. - Мне кажется, здорово сейчас вспомнить жанр немого кино, которое озвучивали многие выдающиеся музыканты, в том числе Шостакович. Творчество Бастера Китона я открыл для себя недавно, он как актер совершенно не уступает Чаплину - невероятный трюкач и каскадер! И сегодня "Шерлок Младший", снятый в 1924 году, смотрится свежо.

Немые короткометражки - предтечи современных коротких видео, которые так популярны в интернете. Рилсы, шортсы, нарезки смешных кадров под музыку - все это сегодня производится и смотрится в огромных количествах. Причем коллизии и приемы те самые, изобретенные пионерами кино, уверяет основатель воронежского клуба "Кинематограф. Три скамейки" Илья Клюев: "Находками Бастера Китона пользовались создатели голливудских блокбастеров "Тома и Джерри" и "Симпсонов"… Он первым ушел от концепции "театра в кино", когда все сцены отыгрывались при статичной камере, и сделал действие динамичным".