


Леонид Якубович: В Театре на Малой Ордынке будет два спектакля с моим участием: "Лавр" по Евгению Водолазкину и спектакль по "Скупому" Мольера.
Леонид Аркадьевич, вы в "Лавре" играете старца, будучи с виду человеком светским.
Леонид Якубович: Читать Водолазкина трудно, я не думал, что его можно инсценировать. Я был поражен, когда новый художественный руководитель театра Эдуард Бояков предложил мне роль схимника, и не сразу согласился, но он сумел убедить, что роль мне по плечу. Прежде я не мог понять монахов, отрекшихся от мирских радостей ради духовных поисков. Я был поражен, когда увидел, как выжившие после бомбежки православные священники служили на руинах храма, от которого остался один угол. Я позавидовал такой крепкой и нерушимой вере.
Ваша дочь, выпускница МГИМО, видела спектакль?
Леонид Якубович: Моей дочери 24 года, она пришла на спектакль раз, другой, восьмой - и каждый раз видела что-то новое. На Мольере она была пять раз с подружками. А это новое поколение. И это успех.
Сложно ли входить в образ - ведь вас воспринимают ведущим знаменитого "Поля чудес", которому уже 35 лет?
Леонид Якубович: Мы - взрослые люди, когда пригласили меня в "Лавр", я понимал, что шлейф ведущего передачи "Поле чудес" останется, несмотря на тяжелый грим, который меня менял.
И мне с помощью режиссера приходилось ломать это восприятие. Особенно когда в конце первого акта произношу на коленях монолог практически в десяти метрах от первого ряда.
Когда увидит свет новая редакция "Лавра"?
Леонид Якубович: В январе 2026 года.
Также на сцене Театра на Малой Ордынке будет показан спектакль по мотивам пьесы Мольера "Скупой" - "Гарпагон, или Обманутый жених". Спектакль будет представлен уже 5-6 декабря. В нем тоже присутствует тема веры, но текст французского классика вы дополнили собственноручно написанными монологами?
Леонид Якубович: Это неудачная пьеса. Мы пересмотрели пьесу: скупой - не скупой, а человек. Герой - воплощение алчности. Его скупость доходит до абсурда. Но так ли однозначен этот скряга? Его любовь к золоту - это лишь маска, скрывающая душу. Родились пять монологов, которые меняют героя в финале. Это честь - быть соавтором Жан-Батиста Мольера. Это наш оммаж, признание в любви русскому театру.
Творческий манифест обновленного Театра на Малой Ордынке - это манифест русского театра, как заявил его художественный руководитель.
Леонид Якубович: Русский театр - это театр Федора Волкова, первый русский профессиональный театр, созданный в 1750 году. Русский театр был осмыслением и срезом русской жизни. Он определял русский мир. Мы должны вернуться к великой традиции, к театру, который может представить русского человека. Творческий поиск подпитывает интерес к реальности: совместить современный материал и историю, столкнуть современного человека с человеком прошлого.
Мы можем сделать "Евровидение", снимать по лекалам Голливуда, а зачем? Есть ли запрос на русский театр?
Леонид Якубович: Запрос огромен. За время СВО стало ясно, что мы - русский суверен, цивилизация.
Этим летом вам исполнилось 80 лет. Президент Беларуси Александр Лукашенко, поздравляя, выразил уверенность, что герой увлекательной программы "Поле чудес" на просторах Союзного государства будет и дальше радовать зрителей. Что для вас означает Беларусь?
Леонид Якубович: Любимые люди. Родственников как-то искал в деревне Якубовичи Щучинского района Гродненской области (нашелся троюродный брат Якубовича - Павел Изотович был главным редактором центральной газеты "Советская Белоруссия". - Прим. авт.). Как страстный любитель авиации и пилот 3-го класса, заглядывал в аэроклуб под Минском и совершал по несколько полетов в день. Снимал в Беларуси документальный фильм "Незабудки. Бессмертный авиаполк" - о 46-м женском авиационном полке, который участвовал в освобождении Могилева и Минска от фашистов в 1944-м. Вы только представьте: вчерашние школьницы совершили более 24 тысяч боевых вылетов. Я, автор фильма, пилот более чем с двадцатилетним стажем (в 2002 году окончил Калужское авиационное училище. - Прим. авт.), на съемках этой картины поднял в воздух легендарный "кукурузник" и "бомбил" линию Сталина.
Ваши предки родом из Беларуси...
Леонид Якубович: Папина мама, моя бабушка, оканчивала в Могилевской губернии гимназию. У меня есть грамота, врученная по окончании. Дед матери жил в Минске.
Вы ровесник Победы. Как чувствуете эту связь?
Леонид Якубович: С почтением отношусь к ветеранам, не знаю, как они выжили. Отец пошел на фронт добровольцем. Осталась черно-белая фотография, где ему вручает орден Красной Звезды маршал Буденный. До пятьдесят первого года мы ходили 9 Мая к Большому театру на встречи однополчан. Одной рукой он держал меня, другой - табличку с надписью: "108-я стрелковая Бобруйская ордена Ленина дивизия".
Ваши родители встретились во время войны...
Леонид Якубович: В канун сорок четвертого на фронт привезли подарки тружеников тыла воинам Красной армии. Среди них была открытка: "Дорогой боец Красной армии..." Отец решил, что это какая-то ученица седьмого или восьмого класса, и в шутку написал ответ. Меж тем Римма была не школьницей, а дипломированным врачом и ездила в санитарном поезде под руководством Бурденко. К 23 Февраля он получил вторую посылку. Отец понял - это судьба.
Несмотря на тяжелые времена, у ваших родителей счастливая судьба. Какова формула счастья?
Леонид Якубович: Если за плечами у тебя Родина, ты - счастливый человек.
