


Сегодня экономическое пространство Союзного государства вступило в фазу глубокой трансформации. В условиях геополитических вызовов и санкционного давления интеграция двух стран приобретает все более не прагматический, а стратегический характер. Промышленная кооперация, энергетическая синергия, технологическое импортозамещение и цифровая интеграция становятся краеугольными камнями новой союзной модели развития.
Для укрепления экономики Союзного государства ключевое значение имеют системные и долгосрочные приоритеты, способные обеспечить устойчивость и технологическую независимость. Прежде всего это цифровая интеграция - создание единой цифровой платформы для торговли, логистики и оказания государственных услуг, которая позволит повысить эффективность взаимодействия между бизнесом и органами власти двух стран.
Не менее важным является развитие научно-технического сотрудничества через совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, формирование технологических кластеров и университетских альянсов, что усилит инновационный потенциал Союзного пространства.
Финансовая координация, включающая расчеты в национальных валютах и создание союзных фондов поддержки стратегических отраслей, снижает зависимость от внешних финансовых систем и укрепляет экономическую суверенность.
Параллельно необходимо развивать кадровую политику на основе унификации образовательных стандартов и программ мобильности специалистов, обеспечивая свободное перемещение квалифицированных кадров.
Завершает этот комплекс мер курс на экологическую устойчивость - реализация совместных проектов в сфере зеленой энергетики, переработки отходов и охраны трансграничных водных ресурсов, что делает интеграцию не только экономически выгодной, но и социально ответственной.
Углубленное экономическое, технологическое и энергетическое взаимодействие между двумя странами продемонстрировало высокую результативность, подкрепленную конкретными достижениями: рост товарооборота до более чем 50 млрд долларов в 2025 году, формирование устойчивых кооперационных цепочек в машиностроении, совместная реализация масштабных проектов, таких как Белорусская АЭС, и активное импортозамещение критически важных технологий.
На сегодняшний день в Союзном государстве реализуется 28 союзных программ, направленных на сближение государственного управления, экономического регулирования и социальной политики. Уже выполнено свыше 85% запланированных мероприятий. Полная реализация этих программ позволит Беларуси дополнительно увеличить реальный ВВП на 1,81% (около 1,23 млрд долларов) и укрепить экспортный потенциал. С марта 2022-го более 60 регионов России заключили около 3 тысяч контрактов с белорусскими партнерами на общую сумму свыше 63 млрд рублей.
Белорусские машиностроительные предприятия - МТЗ, БЕЛАЗ, "Амкодор" - демонстрируют уверенный рост на российском рынке. При этом более половины комплектующих для БЕЛАЗа поставляют российские производители. В сельскохозяйственном машиностроении задействованы свыше 50 белорусских и 20 российских предприятий. Петербургский тракторный завод сотрудничает сразу с девятью белорусскими поставщиками, получая от них узлы и агрегаты в рамках серийных поставок.
Формирование общего рынка энергоресурсов - один из ключевых приоритетов Союзного государства. Россия поставляет газ в Беларусь по фиксированной цене, что позволяет сохранить конкурентоспособность белорусской химической и металлургической промышленности.
Белорусская АЭС, построенная при участии Росатома, обеспечивает энергетическую устойчивость и снижает зависимость от внешних поставок. Это позволило не только стабилизировать внутренний рынок, но и рассматривать возможность экспорта избыточной мощности в будущем. В Островце планируется построить уже третий энергоблок действующей Белорусской АЭС.
Контекст глобальной ядерной энергетики подчеркивает значимость этого направления: лидером остаются США (97 ГВт), за ними следуют Франция (63 ГВт), Китай (55 ГВт), Россия (27 ГВт) и Южная Корея (26 ГВт). На эти пять стран приходится 71% мировых ядерных мощностей. Россия, обладая одним из самых мощных ядерных кластеров мира и экспортным потенциалом Росатома, может стать технологическим ядром евразийской атомной кооперации.
Несмотря на успехи в атомной энергетике, вызовы сохраняются: переработка отходов, качество воздуха, сохранение биоразнообразия. Совместные проекты в области переработки пластика, экологического мониторинга и, конечно же, применение цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности могут стать новым вектором интеграции.
Санкции Запада лишили доступа к тысячам видов импортных комплектующих, но одновременно запустили масштабные проекты по их замещению. В Витебской области, например, сложилась эффективная кооперационная модель между малым, средним и крупным бизнесом, включая российских партнеров: "Манули Гидравликс" (Орша) изготавливает рукава высокого давления для МАЗа, МТЗ, БЕЛАЗа; ОДО "Комета" (Витебск) выпускает фильтровальные материалы для ведущих машиностроительных компаний; "Новый век спринг" поставляет пружины для сельхозтехники в Беларусь и регионы России - от Смоленска до Ростова; ООО "Прайд" (Новополоцк) производит термоплавкую герметизирующую ленту, используемую на предприятиях в Алтайском и Пермском краях; ОАО "ЭВИСТОР" (Витебск) поставляет электромеханизмы на "Ростсельмаш"; ООО "Юджэн" выпускает малогабаритные трансформаторы тока для Свердловского завода.
Более 70% межгосударственных расчетов уже ведутся в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара и евро. Создан Союзный инвестиционный фонд, поддерживающий стартапы в области ИИ, агро- и робототехники.
Стратегическое взаимодействие Беларуси и России вышло далеко за рамки экономического или политического сотрудничества - оно стала опорой национального суверенитета, стабильности и устойчивого развития обеих стран. В условиях глобальных вызовов наши страны объединяет дружба, основанная на глубоком взаимопонимании, уважении к национальной идентичности и общей приверженности миру, основанному на справедливости.
