
Что подвигло кыргызов искать российского подданства и как этот шаг оценивают сегодня потомки?
Сергей Храмов, советник посольства РФ в КР:
- Сейчас мы наблюдаем, что история трансформируется. Из академической субстанции она превращается в очень острую политическую материю.
История - это политика, опрокинутая в прошлое. Мы видим, как, в частности, западники активно развивают тему так называемого антиколониализма. И чем больше нагрешили сами же англичане в своих колониях, тем сильнее они пытаются представить историю России как некую череду кровавых преступлений.
При расширении Российской империи в ХХ веке ни один народ не исчез с лица земли, ни одна культура не была утрачена, ни один язык не был забыт, никто не был насильственно превращен в православного. Сохранялись местные верования, религии, быт народа. Расширение России невозможно назвать колониальным. Центральная Азия, как известно, была ареной противостояния России и Британской империи, но сравните ради интереса развитие Кыргызстана и британского Афганистана.
Леонид Сумароков, кандидат исторических наук, руководитель Центра историко-культурного наследия КРСУ:
- В 1844 году, испытав серьезные притеснения со стороны Кокандского ханства и феодального Китая, разоренные нападениями соседей бугинцы численностью свыше 10 тысяч юрт обратились с просьбой принять их в подданство России. Главный манап племени Боромбай Бекмуратов направил прошение на имя генерал-губернатора Западной Сибири Петра Дмитриевича Горчакова. Он просил также разрешения отправить специальную депутацию в Петербург. Эта просьба была отклонена из-за слишком большой удаленности кочевий племени от пределов Российской империи.
Министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде ответил генерал-губернатору Западной Сибири по этому поводу так: "Конечно, если бы сии киргизы не были в таком отдалении от нашей линии, то удовлетворение их желания не представляло бы особенного затруднения. Они могли бы даже, в случае надобности, переселиться в наши пределы и тем избавиться от притеснений со стороны враждебных им племен. Но, при тысячеверстном расстоянии их кочевий от ближайших даже к нам частей водворения Сибирского линейного казачьего войска, подобное принятие их в подданство и покровительство России по невозможности подать какую-либо помощь нисколько не обеспечило бы их положения".
Министр также отметил, что "подчинение их власти России неминуемо возбудило бы опасения со стороны китайского правительства". Поэтому "гораздо лучше и благоразумнее отклонить под каким-либо предлогом удовлетворение просьбы бия Буранбая (Боромбая) и подвластного ему народа".
Позже, в 1848 году, обострение отношений с Кокандским ханством толкнуло искать покровительства России уже не только Боромбая, но и правителей ряда других кыргызских племен - ормона, джантая и джангарача. Боромбай писал: "Покорнейше просим вас построить здесь город. Здесь живут 10 тысяч бугу, несколько тысяч солто, саяк. Все эти роды безначальственны, и поэтому существуют между ними вражда и междоусобные войны. Если бы здесь был учрежден диван (округ), то этого не было бы, и все они находились бы в тишине и спокойствии. В здешних местах ни со стороны кокандцев, ни со стороны китайцев никто, прибыв сюда, ничего не в силах сделать".
Александр Богданов, старший научный сотрудник музея-усадьбы Петра Семенова-Тян-Шанского (РФ):
- Приближается круглая дата со дня рождения Семенова-Тян-Шанского - 14 января 2027 года мы отметим его двухсотлетие. И я как его биограф хотел бы отметить роль этого выдающегося географа в обсуждаемом событии. Потому что он был одним из тех русских, кто стоял у истоков дружбы наших народов.
Как я с удовольствием отмечал, Семенов-Тян-Шанский с большим уважением и любовью говорит о жителях Прииссыккулья. Что свидетельствует о том, что отношение к местным жителям было очень уважительным. Это позволило процессу установления отношений продолжаться в позитивном ключе. И, перебрасывая мостик в настоящее время, хотел бы сказать, что россияне и сейчас придерживаются той же позиции.
К слову, такой любопытный момент. Петр Семенов-Тян-Шанский по результатам своих экспедиций отметил, что в Прииссыккулье нет культуры пчеловодства. И рекомендовал русским переселенцам привезти несколько ульев с Алтая. Местные жители потом ему рассказывали, что русские привезли такую муху, которая умеет делать сахар. А сегодня кыргызский мед стал мировым брендом. Вот один из примеров нашего и бытового, и культурного взаимодействия.
Доолотбек Сапаралиев, кандидат исторических наук, профессор:
- После обретения независимости начались такие процессы, когда каждый истолковывал исторические события в своих интересах. Это до сих пор приводит к различным недоразумениям и даже конфликтам в страновом и региональном масштабе. Не обошли эти процессы и страны Центральной Азии. Поэтому хочу отметить важность обсуждения предпосылок принесения иссык-кульскими кыргызами присяги на принятие подданства России и тот факт, что это было не спонтанным шагом, а продуманным. Этому предшествовала политика государства западных монголов - Джунгарского ханства.
На протяжении полутора веков оно установило над некоторыми территориями региона свою власть. Однако в процессе политических интриг это государство рухнуло, и некоторая часть кыргызов была вынуждена бежать в сторону России и искать там спасения. Там они и принесли присягу на верность. Среди беженцев были и енисейские кыргызы, и кыргызы с Ала-Тоо.
Интересен текст их присяги: "Я пришел в подданство Белому Царю всем своим улусом, желаем мы лиха не думать, на русских людей стрел не накладывать, лука не натягивать, саблей не замахиваться, из оружия не стрелять. Если изменим, шею мою рубите".
Павел Дятленко, заведующий кафедрой истории КРСУ, кандидат исторических наук, доцент:
- Если говорить об этапах развития отношений племени бугу и Российской империи, то по опубликованным документам установление связей датируется еще 1813 годом, и продолжалось это примерно до 1827 года. После наступил перерыв в связи с тем, что иссык-кульские кыргызы оказались под властью Кокандского ханства. Внешние контакты были разорваны.
Но ситуация изменилась, и примерно к 1842 году племя бугу снова становится самостоятельным, выходит из-под власти Кокандского ханства. Тогда верховный манап Боромбай и начинает восстанавливать контакты с царской Россией. Он начинает писать письма, получает ответные послания от российских чиновников. Это как раз период переписки о принятии в российское подданство, который продолжался с 1844 по 1854 год. И уже следующий этап - принятие гражданства, датируемое 1854-1855 годами.
Что же касается Российской империи, то ее интересовало развитие торговли в Кашгаре и Индии. Через территорию Иссык-Куля проходили торговые пути на юг. Также ее интересовало обеспечение безопасности границ, потому что территория кыргызских племен граничила с казахскими, которые к тому моменту уже приняли российское подданство. По сути, их общая граница стала внешней границей Российской империи. Еще один фактор - борьба России против Великобритании и Цинской империи в ходе большой игры.