
Волгоградская область, как и другие регионы, старается нарастить несырьевой экспорт, вовлекая в эту деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства. Гости из Казахстана, Таджикистана и Киргизии присмотрели потенциальных поставщиков. Прошли переговоры с 60 волгоградскими коммерсантами.
- Это традиционное для нас мероприятие. С 2017 года к нам приезжают покупатели из разных стран, - рассказывает руководитель Центра поддержки экспорта Волгоградской области Виктория Афанасова. - Они проявляют интерес к аграрной и промышленной продукции, к бытовым потребительским товарам. У нас есть индустриальные производства, которые не имеют аналогов в нашей стране. Например, одной из казахстанских сетей презентовали производство горчичного масла. И контракт уже находится на согласовании.
Волгоградские компании тоже ежегодно посещают дружественные страны в составе региональных бизнес-миссий. Нужно закрепиться на уже завоеванных рынках и диверсифицировать экспортные поставки. Во внешнюю торговлю стараются вовлекать новых производителей, которые поставками за рубеж ранее не занимались.
При выходе на международную арену есть определенные нюансы в логистике, влияющей на ценообразование. Но для экспортеров разработаны меры поддержки, чтобы их товары оставались конкурентоспособными. Регион софинансирует транспортировку грузов: логистическим компаниям из казны перечисляют 80 процентов стоимости перевозки до границы. Ряд высокотехнологичных компаний пользуется также федеральной помощью, которая возмещает те же 80 процентов транспортных расходов, но уже по всей цепочке, вплоть до потребителя. Есть отдельная мера для сельхозпроизводителей: компенсация половины стоимости перевозки.
По оплате разработали уже большое количество решений. К каждой сделке подходят отдельно и выбирают удобный вариант. Например, существует специальная платформа, позволяющая проводить расчеты в 26 валютах. К ней подключены 50 стран. У коммерческих банков есть свои финансовые маршруты.
- Сложностей в оплате нет, - подтвердил заместитель генерального директора завода промышленного оборудования Алексей Землянников. - Рассчитываемся в национальных валютах, в основном в рублях.
Эта компания выпускает высоковольтную измерительную технику. Ее клиенты - энергетики. В начале ноября волгоградцы принимали участие в аналогичной сессии в Санкт-Петербурге и там нашли двух партнеров в Узбекистане, которые будут их дилерами и сервисными центрами. Благодаря помощи государства удалось пробиться и в Болгарию, чье руководство не расположено дружить с Россией. Однако деваться "братушкам" некуда: на Балканах электросети сделаны по советским ГОСТам. И российское оборудование, во-первых, лучше адаптировано к их нуждам, во-вторых, в три раза дешевле английского или немецкого.
- Мы всегда участвуем в таких мероприятиях. Наш интерес в том, чтобы продавать свою продукцию за рубеж. По итогам предыдущих встреч уже заключили контракты, взаимодействуем с Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном, - сказала директор волгоградского центра промышленного оборудования Елена Молокова.
Важность таких контактов отметили и иностранцы.
- Мы заинтересованы во многих продуктах. Ожидаем интересных предложений от производителей, - отметил топ-менеджер таджикской сети супермаркетов Ильхом Болтаев. - Переговоры рано или поздно приводят к заключению контрактов и включению в ассортимент новых товаров.
В приоритете у душанбинской торговой сети замороженные полуфабрикаты и бытовая химия.
Антон Алиханов, министр промышленности и торговли РФ:
- Мы видим хороший рост поставок на внешние рынки продукции машиностроения: почти 35 процентов за семь месяцев. С учетом такой динамики есть уверенность, что плановые значения этого года будут выполнены. То есть в части промышленной номенклатуры мы превзойдем 111 миллиардов долларов. Наши представители торговли активно создают свою товаропроводящую структуру в государствах ЕАЭС, и это, конечно, дает новые возможности для экспортеров.