"Детство Марго". Как в "нехорошей квартире" пытаются услышать голос Маргариты

В Музее Михаила Булгакова открылась выставка с инсталляциями образа Маргариты
В Музее Михаила Булгакова открывается выставка, которая воспринимается скорее как попытка приблизиться к внутренней тишине Маргариты, а не как традиционный музейный проект. Вместе с галереей женского искусства murmure.space музей создает пространство, где современные художественные формы становятся проводниками в мир героини романа.
Дарья Валиахметова/РГ

В комнатах "нехорошей квартиры" зрителя ждут инсталляции, графика и видео пяти московских художниц. Каждая пытается уловить вибрацию образа Маргариты, ее след, ее тень, ее дыхание. Где же еще искать истоки той самой мудрости и стойкости, как не в детстве?

Объекты расселены по всей квартире, как если бы память рассыпалась по закоулкам дома. Куратор Екатерина Карцева вместе с командой решила вписать часть работ в постоянную экспозицию, чтобы посетитель чувствовал себя не просто наблюдателем, а участником тихого поиска.

"Объекты современного искусства создавались в стилизации начала XX века, чтобы их легко было вписать в интерьеры этой уникальной и загадочной квартиры. Гостям фактически предстоит квест, где мемориальные предметы и арт-объекты нужно будет отличать друг от друга", - рассказала куратор.

Точкой входа становится инсталляция Лизы Артамоновой "Детство Марго". Девочка, заглядывающая в комнату, будто ставит зрителя в центр листа, на котором только предстоит появиться линиям и смыслам.

Фото: Дарья Валиахметова/РГ

Собирательный образ малышки перетекает в картины о личности вероятного прототипа взрослой Маргариты - Елены Сергеевны Булгаковой.

Арт-группа "Штопка" переносит зрителя в прошлое через "Платяной шкаф Маргариты". В воздухе висят легкие белые детские платья из винтажной ткани.

Видеоинсталляция "Шифоньер" Мари Сокол раскрывает внутренний мир Маргариты через предметы эпохи. Подлинное платье 1920-х и старинный фокстрот на пластинке становятся порталом в атмосферу, в которой музыка и ткань рассказывают больше, чем слова.

Фото: Дарья Валиахметова/РГ

"Мне представляется, что такое платье могла носить няня Маргариты, раз уж мы говорим о детстве героини. Из такого скоромного фасона и выросло ее восприятие женственности и красоты. Обратите внимание на тени, которые отбрасывает подол. Ведь в них угадывается подол бального платья, которое могла бы примерить уже и сама Марго", - пояснила Сокол.

Экспозицию дополняют подлинники из фондов музея - фотография Елены Сергеевны и фарфоровая вазочка с ее туалетного столика. Эти вещи словно возвращают героиню из художественного облака в бытовую реальность.