"Давайте мы раз и навсегда договоримся об одном. Отчитываться инструментами мы не будем. А инструмент - это проведение координационных совещаний, коллегий. Мы говорим всегда, традиционно уже, о том, что провели коллегию, провели координационное совещание - и это наше достижение. Ничего подобного. Нас должны интересовать результаты", - подчеркнул Гуцан.
Говоря непосредственно о теме конфискации имущества, он указал на имеющиеся недостатки в деятельности оперативных служб, следственных органов и прокуроров, которые существуют на практике. "Это приводит к тому, что только каждое третье поручение о розыске активов, за счет которых возможно применение конфискации, оказывается результативным", - отметил Генпрокурор.
В то же время он напомнил, что современная конфискация - это не карательная мера, а инструмент, который, в первую очередь, позволяет вернуть в казну незаконно нажитые активы, лишить преступников возможности продолжать незаконную деятельность.
К примеру, благодаря совместной работе прокуроров с иными заинтересованными ведомствами за 2,5 года обеспечена полноценная работа института конфискации автомобилей у пьяных водителей. Так, по делам о повторном управлении транспортом в состоянии опьянения конфисковано более 33 тысяч автомобилей. Свыше 5,5 тысячи единиц конфискованной техники передано в зону СВО, на развитие новых регионов - 146 единиц, в МЧС - еще 19. И результат: по итогам 2024 года такой вид преступлений, как "нетрезвое вождение", сократился на 15%. В 2025 году тенденция снижения продолжается.
Кроме того, прокуроры добиваются конфискации дорогостоящих оружия и водного транспорта у браконьеров, бензопил и спецтехники - у нелегальных лесорубов, игорного оборудования - у организаторов подпольных казино. Однако, по данным главы надзорного ведомства, коррупционеры, торговцы контрафактным алкоголем, контрабандисты древесины и расхитители природных богатств страны продолжают пытаться сокрыть преступно нажитое.
"Состоявшееся обсуждение показало, что принятые организационные и надзорные меры не в полной мере оказали положительное влияние на формирование единой правоприменительной практики", - отметил Александр Гуцан.
По его мнению, эта работа требует продолжения и, скорее, даже наращивания усилий для устранения грубых просчетов и системных недостатков в обеспечении применения конфискации.