Застрявшие в космосе: Как будут спасать трех тайконавтов, оставшихся на станции "Тяньгун" без корабля

Китай отправит беспилотник для возвращения трех тайконавтов со станции "Тяньгун"
22.11.2025 / 15:09
Модель китайской космической станции "Тяньгун" на одной из международных выставок.
Модель китайской космической станции "Тяньгун" на одной из международных выставок. / Getty Images
"Срочная эвакуация", "критическая ситуация", "драма на орбите"… Такими эпитетами пестрят комментарии некоторых СМИ о том, что происходит сейчас на китайской космической станции "Тяньгун". Напомним: как ранее сообщалось, китайский корабль "Шэньчжоу-20" получил повреждение. В Управлении программы пилотируемых космических полетов КНР (CMSA) официально признали, что корабль "не отвечает требованиям для безопасного возвращения экипажа". Причиной стали "крошечные трещины", обнаруженные в смотровом окне спускаемой капсулы. Наиболее вероятной причиной инцидента в ведомстве назвали "внешнее воздействие космического мусора".

Из-за угрозы разгерметизации возвращение на этом корабле пришлось сначала отложить, а затем и вовсе отменить. Команде "Шэньчжоу-20", которая полгода отработала на орбите, пришлось пересесть на корабль сменщиков "Шэньчжоу-21", прилетевший в конце октября. Трое тайконавтов вернулись на Землю, а на станции остались еще трое - командир Чжан Лу, бортинженер У Фэй и специалист по полезной нагрузке Чжан Хунчжан. Их миссия также рассчитана на шесть месяцев. Они работают, проводят эксперименты. Но в настоящий момент без надежного корабля-спасателя, то есть без страховки на случай еще какого-либо экстрима. Такова реальность.

Кстати, в программе нового экипажа не только комплекс научных экспериментов, испытание скафандров нового поколения, но и установка защитных экранов как раз от космического мусора. Эти ребята, отмечают эксперты, продолжают делать свое дело, демонстрируя невероятную выдержку.

Чтобы экипаж не находился долго на станции без надежного корабля, 25 ноября на "Тяньгун", как передают СМИ со ссылкой на китайские источники, отправят корабль "Шэньчжоу-22" в беспилотном режиме. То есть без людей, с дополнительными запасами продовольствия, расходных материалов и оборудования. По плану он должен был стартовать лишь весной 2026 года, однако обстоятельства вынудили изменить график.

Ранее в Китае заявляли о готовности держать следующий пилотируемый корабль и ракету в состоянии высокой готовности, чтобы при необходимости организовать старт в течение 8-9 дней. На практике получилось почти три недели. Как пишут источники, на сроки повлияли погода, занятость стартовых площадок, состояние техники. Тем не менее быстрота решения нештатной проблемы налицо. И с этим сложно спорить, как бы кому-то не хотелось.

Макет китайской космической станции "Тяньгун-1". Фото: REUTERS/Jason Lee

Напомним: китайская космическая станция "Тяньгун" находится на высоте примерно 400 км. Она рассчитана на трех человек (до шести на короткое время при ротации экипажей). Строительство орбитальной лаборатории началось в апреле 2021 года с выведения на орбиту базового модуля станции "Тяньхэ". Второй модуль "Вэньтянь" был запущен в июле 2022 года, а третий - "Мэнтянь" - в октябре того же года. Это третья в мире многомодульная пилотируемая орбитальная станция после станций "Мир" и МКС. Но меньше их по массе и размерам. По крайней мере, пока.

О чем свидетельствует возникшая ситуация?

Прежде всего о том, что проблема космического мусора год от года становится все более "горячей". По разным оценкам, у нас над головами на орбитах летает "свалка" общей массой более семи тысяч тонн. Это вес груженого железнодорожного состава из более чем 70 вагонов. Число потенциально угрожающих космических объектов на высотах 415-420 км уже приближается к тысяче единиц. Конечно, та же Международная космическая станция сконструирована с учетом опасности поражения орбитальным мусором: снабжена системами активной и пассивной защиты. Тем не менее проблема из года в год становится все серьезнее. Скорость космического мусора или тех же микрометеороидов может достигать 42 км/с. Для сравнения: скорость пули составляет 300-800 м/с, рекорд - 1,4 км/с.

Вспомним историю, которая случилась три года назад на МКС. В декабре 2022 года в пристыкованном к станции "Союзе МС-22" из-за пробоя радиатора спорадическим метеороидом произошла разгерметизация наружного контура системы терморегулирования. После всестороннего анализа нештатной ситуации было принято решение: поврежденный корабль вернется на Землю без экипажа. Только с грузом. На том корабле прилетели россияне Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также американец Франциско Рубио. На нем же должны были и приземлиться. Но экипажу, как и тайконавтам, пришлось пересесть на другой корабль - "Союз МС-23", который прибыл за ними в беспилотном режиме.

Почему в беспилотном? Как объяснили в "Роскосмосе", специалисты обсуждали вариант запуска "Союза МС-23" с одним космонавтом. Но для этого потребовались бы доработка корабля и документации, дополнительные тренировки космонавта-"одиночки". И старт был бы невозможен ранее начала марта. Кроме того, это привело бы к изменению состава последующих экипажей МКС. Важным аргументом стала и положительная статистика стыковок беспилотных "Союзов". Из-за сложившихся обстоятельств звездная командировка Прокопьева, Петелина и Рубио продлилась почти на полгода дольше.

По разным оценкам, на орбитах летает "свалка" космического мусора общей массой более семи тысяч тонн

Как рассказывал тогда руководитель полета российского сегмента МКС, генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Владимир Соловьев, "Роскосмос" фиксирует пробои микрометеороидами на МКС намного чаще, чем, к примеру, на советской станции "Салют-7" сорок лет назад. Это связано с тем, что человечество сильно загрязнило орбитальное пространство. "Когда я летал в 1984 году, в сутки мы фиксировали пять-шесть пробоев, сейчас это существенно, на порядки больше", - говорил Соловьев.

А 6 июня 2024 года на МКС началась еще одна история, достойная самого крутого блокбастера. На станцию на новом корабле Boeing Starliner прилетели опытные американские астронавты - 61-летний Бэрри Уилмор и 58-летняя Сунита Уильямс. Планировалось, что они проведут на орбите неделю. Однако застряли на долгие девять месяцев.

Это был первый пилотируемый полет Starliner. Запуск дважды откладывался по техническим причинам. К сожалению, неполадки дали знать о себе и в полете. Проведенные испытания показали: четыре мотора Starliner вышли из строя из-за перегрева и автоматического отключения, а другие, повторно запущенные во время испытаний, оказались слабее запланированной мощности. И хотя Boeing продолжал настаивать, что все под контролем, в NASA после долгих консультаций и обсуждений решили не рисковать с возвращением на Starliner его экипажа. Безопасность людей превыше всего.

Как заявил Илон Маск на своей странице в соцсети, президент Трамп обратился к компании SpaceX с просьбой "как можно скорее" вернуть на Землю двух астронавтов. "Мы это сделаем", - написал Маск. Та ситуация вызвала огромный резонанс в СМИ. И даже с политическим окрасом: мол, прежняя администрация США не захотела или не сумела ничего сделать для возвращения звездной пары.

Кстати, Уильямс и Уилмор неоднократно заявляли, что были хорошо подготовлены к продлению своего пребывания в космосе и не были брошены. Как бы в подтверждение, они вместе вышли за борт станции, чтобы снять сломанную антенну и собрать образцы для микробного анализа. А ведь любой выход в открытый космос требует огромной физической силы и выносливости. А Сунита даже установила рекорд длительности пребывания в открытом космосе среди женщин! Впрочем, как писала Daily Galaxy, во время видеозвонка со студентами средней школы Нидхэм в Массачусетсе Уильямс откровенно призналась: "Я уже достаточно долго здесь, и сейчас я пытаюсь вспомнить, каково это - ходить. Я не ходила. Я не сидела. Я не ложилась".

Для эвакуации "робинзонов" поневоле на МКС прибыл Crew Dragon с сокращенным вдвое экипажем миссии Crew-9. Два места на борту занимали Александр Горбунов и Ник Хейг. А еще два специально оставили пустыми для Уилмора и Уильямс. И главное - для них привезли скафандры.

Макет китайской космической станции "Тяньгун-1". Фото: AP Photo/Mark Schiefelbein, File
Почему скафандры - это важно?

А вот тут кроется еще одна важнейшая проблема. Скажем, теоретически, астронавтов со Starliner можно было бы отправить вместе с экипажем Crew-8, который работал на станции. Но, как выяснилось, скафандры Boeing несовместимы с теми, которые используются на кораблях Илона Маска. Как поясняют эксперты, в рамках программы НАСА по развитию частных пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС компаниям разрешалось проектировать и внедрять свои инновации. При условии, что нововведения должны соответствовать стандартам безопасности НАСА. Так вот, Boeing и SpaceX выбрали разные подходы к проектированию. Как итог: "спецодежки" конкурентов не могут взаимозаменять друг друга. Однако лететь в скафандрах нужно обязательно: это защита в случае ЧП. Правило железное.

Кстати, по словам экспертов, серьезным решением проблемы в случае аварийных или каких-то непредвиденных ситуаций в космосе могли бы стать и универсальные стыковочные модули. Но у разных стран они на сегодня отличаются. О возможности создания универсальных говорят давно. В конце концов, жизнь космонавта на орбите - это самое дорогое. Как заметил один из экспертов, там уже делить нечего - надо спасать людей.

Поделиться