О том, что инновационные персонализированные онкопрепараты, предназначенные для лечения запущенных форм рака, разрешены к клиническому применению, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Обе лекарственные вакцины предназначены не для профилактики, а для лечения уже развившегося заболевания за счет воздействия на иммунную систему пациента. Это вакцинные препараты принципиально нового поколения, отметил Михаил Мурашко.
При этом и власти, и разработчики призывают к осторожности в оценках. "Важно понимать, что это лишь начало применения инновационного подхода к лечению, поэтому ученым только предстоит оценить его эффективность и безопасность", - сразу отметил Михаил Мурашко . Он предупредил, что на начальном этапе не идет речи о массовом применении, а сама технология - "не панацея, а лишь один из методов лечения, которые мы сейчас разрабатываем и внедряем".
Обе вакцины являются лечебными и создаются персонально для каждого пациента на основе генетического профиля его опухоли. Их общая задача - "научить" иммунную систему распознавать и уничтожать раковые клетки.
"Неоонковак" (мРНК-вакцина), как сказал генеральный директор НМИЦ радиологии академик РАН Андрей Каприн, может стать "началом новой эры в персонализированной онкологии". Замгендиректора центра Петр Шегай пояснил: "На начальном этапе "Неоонковак" планируется применять в самых тяжелых случаях - у взрослых пациентов с неоперабельной или метастатической меланомой кожи - в комбинации с иммунотерапией. Также вакцина может использоваться как самостоятельная терапия после хирургического лечения меланомы кожи, также в сочетании с иммунотерапией".
"Онкопепт" (пептидная вакцина) разработана в ФМБА России. Руководитель Агентства Вероника Скворцова заявляла, что это принципиально новый подход к терапии рака, не имеющий аналогов. Она объяснила принцип действия нового препарата: "Технология основана на глубоком анализе генетического материала опухоли пациента. Специалисты выявляют специфические мутации - "опознавательные знаки" раковых клеток, на основе которых синтезируется персональный набор пептидов. При введении пациенту эти пептиды "обучают" его иммунную систему точно распознавать и уничтожать опухолевые клетки".
Каждое упоминание о новом средстве для лечения рака всегда вызывает огромный интерес не только в медицинском сообществе, но и у людей, ведь речь идет о группе заболеваний из числа самых распространенных и по-прежнему опасных. Но специалисты предупреждают: новая технология будет внедряться постепенно и под строгим контролем, рассчитывать на то, что завтра же такое лечение станет общедоступным, пока рано.
В НМИЦ радиологии подчеркивают: "Мы находимся у истоков нового направления и движемся по нему последовательно и осторожно. Порядок получения пациентами персонализированной мРНК-вакцины будет подробно разъяснен позже - мы обязательно сообщим об этом дополнительно".
Таким образом, регистрация первых противораковых вакцин - это не финиш, а скорее старт нового, долгого и сложного забега в области персонализированной медицины, итоги которого станут ясны лишь через несколько лет.