
Банки выступили против практики, когда маркетплейсы дают скидки на товары только при оплате картой аффилированного банка. Эту стратегию они назвали недобросовестной, в ответ предложив устанавливать единые цены на товары и запретить не только прямые скидки и акции за способ платежа, но и косвенные формы стимулирования, то есть бонусные программы, возвраты и маркетинговые субсидии. В письме банков, которое изучила "Российская газета", говорится, что исключение можно сделать для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий продукции.
"Акции и специальные предложения маркетплейсов должны быть доступны всем покупателям вне зависимости от банка, выпустившего карту, или выбранного способа оплаты. Именно об этом было обращение банков. Речь не о снижении доступности скидок, а об увеличении аудитории, которой они доступны", - рассказали "Российской газете" представители банков.
По их мнению, связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом ограничивает выбор и может вводить людей в заблуждение.
Другие банки тоже хотят конкурировать за клиента на платформе, но далеко не всегда могут это делать, рассказали "РГ" в пресс-службе Банка России.
"Платформы, по сути, выполняют роль инфраструктуры, они должны соблюдать равноудаленность. А банки должны конкурировать на равных. Тогда скидок будет больше, потребители от этого выиграют. И мы открыто обсуждаем эти вопросы, в том числе с участниками финансового рынка, представителями платформ и правительством", - отмечают в регуляторе.
Важно сделать так, чтобы специальные условия и скидки, которые давали выгоду, сохранились, говорит глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Если это не учесть при принятии закона, люди столкнутся с фактическим ростом цен.
"Мы готовы к конструктивному диалогу с регулятором и маркетплейсами, чтобы выработать решения, которые сохранят выгоды для покупателей и обеспечат честную конкуренцию. На наш взгляд, маркетплейсы манипулируют информацией в СМИ", - добавил представитель банковского сообщества.
Главы Сбербанка, ВТБ, Альфа-Банка, Т-Банка и Совкомбанка привели в пример регламент ЕС, который устанавливает прямые ограничения на антиконкурентные субсидии и ценовые манипуляции со стороны доминирующих цифровых платформ. В Китае, по словам авторов письма, аналогичные ограничения введены после кампании 2021 года, когда маркетплейсы практиковали прекращение ценовых войн. В США Федеральная комиссия по торговле в ряде дел квалифицировала искусственное занижение цен как форму недобросовестной конкуренции.
"В ЕС регулирование направлено против транснациональных американских и китайских компаний и не затрагивает национальных европейских игроков. В Турции аналогичная ситуация: регулирование направлено против Amazon в защиту турецких игроков. Практика ограничения искусственного занижения цен в США имеет аналогию и в российском антимонопольном регулировании - запрет на установление монопольно низких цен. При этом во многих странах эффективность жесткого регулирования цен на платформах уже поставлена под сомнение, поскольку оно привело к ухудшению пользовательского опыта для граждан", - отмечает пресс-служба РВБ (куда входит Wildberries).
Банки, в свою очередь, утверждают, что введение предлагаемых мер не приведет к росту цен на товары, а только выровняет конкурентные условия и обеспечит переход от "ценовой гонки на истощение" к устойчивому технологическому развитию электронной торговли в интересах государства и людей. В этом маркетплейсы усомнились.
Цены вырастут как минимум для 85 миллионов жителей страны, рассказали "Российской газете" в пресс-службе Ozon. В РВБ заявили, что в случае принятия запрета цены для потребителей поднимутся на 15-20%.
Как отмечают в пресс-службе РВБ, крупнейшие банки и сами развивают цифровые платформы и экосистемы, вопрос регулирования которых они проигнорировали.
"Внутри своих приложений и экосистем эти банки еще более активно продвигают собственные услуги и средства платежа с помощью тех же бонусов, кешбэков и скидок. Регулирование должно быть справедливым и распространяться на все отрасли, иначе создадутся условия для регуляторного арбитража", - считают в РВБ.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе Ozon, они в октябре 2025 года предложили банковскому рынку на равных условиях участвовать в открытой программе лояльности. "В формате очень конструктивного диалога эту возможность обсуждают с нами уже 17 банков. Отдельно подчеркнем, что Озон Банк участвует в программе на равных условиях с другими банками", - добавили в маркетплейсе.
Вопрос скидок на маркетплейсах - не новый. Еще в апреле 2024 года его поднимали представители ПСБ, ВТБ и Совкомбанка на конференциях. Летом 2025 года его вновь озвучили в Альфа-Банке. И в ноябре повышенное внимание также уделили в Сбербанке, Т-Банке и регуляторе - в Банке России.
Банки нужны маркетплейсам, чтобы оставлять в бизнесе часть доходов, например, от эквайринга (то есть за прием платежей). С другой стороны, это дает возможность дополнительно заработать за счет финансовых услуг для клиентов, ранее отмечали в рейтинговом агентстве "Эксперт РА".
"Понятно недовольство классических банков, из которых клиенты по СБП бесплатно "вытягивают" деньги на кошельки маркетплейсов, чтобы оплатить покупку со скидкой. Банки при этом теряют остатки на счетах и комиссионный доход, а маркетплейсы, наоборот, получают бесплатные остатки и снижают затраты на эквайринг. Хотя обычно размер скидки заметно выше эквайринговой комиссии", - рассказал "РГ" платежный эксперт, автор Telegram-канала CardReview Андрей Чирков.
Остается и под вопросом, каких дополнительных запретов добиваются банки. Ведь действующий Закон о защите прав потребителей (пункт 4 статьи 16.1), по словам эксперта, прямо запрещает изменять цену в зависимости от выбранной покупателем формы оплаты.
Непонятна и политика маркетплейсов, которые внедрили прямую скидку вместо применения более сложной, но не противоречащей законодательству механики в виде кешбэка, начисления бонусов и розыгрыша призов при оплатах по своим картам.
По словам председателя комитета по цифровым платформам Деловой России, главы РВБ Татьяны Ким, крупные банки строят свои экосистемы, у них есть даже свои маркетплейсы и онлайн-магазины с их собственными скидочными программами. К тому же почти все банки дают скидку на ипотеку, начисляют повышенный кешбэк, если это их зарплатный клиент, добавила она.
Такие предложения, по словам Андрея Чиркова, стимулируют клиентов расплачиваться картами конкретного банка. При этом они не противоречат закону о защите прав потребителей, в отличие от прямых скидок на маркетплейсах. Например, сотовый оператор может предложить "бесплатный" тариф, если клиент выполняет определенные условия по расходам с банковской карты. Также банк может начислять дополнительные бонусы за покупки в конкретных торговых сетях. Но это не скидка, а баллы, которые можно использовать для будущих покупок, пояснил эксперт.