Герой России Олег Суворов рассказал об операциях "Поток" в Авдеевке и Судже

Практически все слышали о дерзкой операции "Поток" по освобождению Суджи в Курской области: в начале марта 2025 года более 600 наших штурмовиков преодолели 15 километров по трубе магистрального газопровода - низко согнувшись, в полуприседе, груженные оружием и БК - и вышли в глубокий тыл украинских позиций. И мало кто знает, что таких походов было три, причем первый, и поэтому психологически наиболее сложный, позволил освободить Авдеевку. О том, как бойцы осуществили, казалось бы, невозможное, рассказал участник всех "Потоков" и Герой России Олег Суворов с позывным Кит.
Владимир Аносов/РГ

Олег - заместитель командира штурмовой роты бригады "Ветераны", поэтому буквально на несколько дней вырвался с фронта, чтобы повидаться с семьей на Кубани. А еще в кубанском Доме журналистики встретился с представителями СМИ, а также студентами журфака Кубанского государственного университета (КубГУ), курсантами высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко и воспитанниками президентского кадетского училища. Мероприятие было специально организовано Союзом журналистов Краснодарского края при поддержке департамента информационной политики администрации региона.

С первых же минут беседы стало понятно: штурмовику куда проще находиться на поле боя, чем выступать с микрофоном перед широкой аудиторией. Да и тема сложная (пережитое на войне, неминуемые потери товарищей), с этим учишься жить постоянно. Но вопросы из зала сыпались безостановочно и незаметно высвободили из вязкости необычного положения. Так что время пролетело незаметно. Конечно, главный вопрос, который интересовал почти всех - как можно преодолеть страх, ограничение физических возможностей в не приспособленных для человека условиях?

- Все три операции (в Авдеевке, Торецке и Судже) абсолютно разные, но к каждой приступали с хорошим настроем на победу и, поверьте, точно не шли умирать. Видя, что есть результат, испытывали определенную долю эйфории, - говорит Олег Суворов.

Герой подчеркивает, что лично для него самым трудным оказался первый "Поток", потому как подготовка личного состава происходила, что называется, сломя голову, в течение нескольких дней. И тогда ничего не было понятно, как все претворить. Плюс, перед тем как воспользоваться трубой, штурмовали авдеевскую "промку". А ее производственные корпуса украинцы бетонировали не один год, превратив в хорошо защищенную артиллерийскую позицию для обстрелов Донецка.

- Это была подземная старая труба по водоснабжению Авдеевки, дистанция вроде небольшая - всего четыре километра, но для первого выхода такое расстояние казалось нескончаемым, - вспоминает Олег. - Работы внутри велись в течение месяца - выкачивали воду, протягивали насосы, пропиливали выходы. К самой точке входа тоже надо было добраться оперативно, потому как она находилась в обстреливаемой зоне. И 333 человека (среди них много земляков с Кубани) стягивались туда трое суток - ночью, перед рассветом, перебегали небольшими группками. Зашли туда 17 января.

Дальше военные двинулись по обжигающей студеной воде, в некоторых местах доходившей по пояс. Многие в зале интересовались, подхватывали ли бойцы воспаления от переохлаждения. Нет, в стрессе нечего об этом и думать, организм максимально мобилизуется, так что все дошли успешно, а вот солдаты ВСУ явно растерялись, увидев перед своим носом российских бойцов, и значительная их часть сдались в плен.

- Там находился знаковый укрепрайон - бывшая база отдыха "Царская охота", окруженная лесом и по этой причине недосягаемая для атаки в лоб, - вспоминает Герой России. - И вот, ворвавшись в штаб, ничего не подозревающие офицеры поначалу приняли нас за своих. Конечно, чуть оправившись, украинцы яростно пытались отбить утраченные позиции. Мы еще две недели держали оборону, пока подходили основные силы. К сожалению, не все смогли выйти из Авдеевки живыми. Такой ценой проломили оборону противника на 20 километров вглубь на донецком фронте.

Летом 2024 года российские военные зашли по трубе в Торецк. Здесь было много земляных работ, приходилось вручную рыть тоннели. Больше всего времени ушло на техническую подготовку операции "Поток-3" в газопроводе "Уренгой - Помары - Ужгород" в Судже. Из трубы откачали газ и под давлением загоняли кислород. Через определенные отрезки вырезали "окошки", пробивали буром толщу грунта - они служили вентиляционными отверстиями.

- Диаметр труб 1,4 метра, поэтому ребята высокого роста очень страдали и в Судже на последних этапах перед стартом перемещались на электрических мопедах, только перекроили конструкцию под свои нужды: где-то обрезали, обваривали, чтобы уменьшить размеры, - поясняет штурмовик. - В таком узком пространстве сильно меняется сознание, и после проведенных в темноте двух или трех суток на кого-то внезапно накатывает клаустрофобия. У каждого бойца были свои переломные моменты, и очень важно в такие минуты не поддаваться панике. Я сам в эти дни думал только об одном - не опозориться.

- Что вы приобрели в этих операциях, какой опыт? - спросили напоследок журналисты.

- Сколиоз, - с иронией замечает Олег. - А если серьезно, с каждой последующей задачей появлялось больше спокойствия, ровности и понимания, что ждет тебя при выполнении.

Тем временем

В рамках встречи в зале были представлены несколько экспозиций: фотовыставка - портретный ряд российских штурмовиков и личные вещи бойцов, технические средства, шевроны, маски, кислородные баллоны, небольшой мопед, переделанный специально для подвоза провизии, оборудования и боеприпасов.

Кстати

Олег Суворов - уроженец Каневского района Краснодарского края, участник трех операций "Поток" (в Авдеевке, Торецке и Судже), ветеран боевых действий с 1999 года, за период проведения СВО награжден Георгиевским крестом IV степени, медалями "За отвагу", за освобождение Авдеевки, орденами Мужества и генерала армии Маргелова, Герой Российской Федерации.