Откроем карты

Предложение кубанских законодателей "не прятать" сведения о памятниках археологии поддержано
Раскопки древней Горгиппии стали популярным местом туристического показа в Анапе
Раскопки древней Горгиппии стали популярным местом туристического показа в Анапе / Пресс-служба города-курорта Анапа

Случай, произошедший весной в поселке Абрау-Дюрсо, что близ Новороссийска, не такой уж и редкий. В ходе работ на земельном участке собственник, что называется, разворотил памятник археологии. Жилой дом начали строить рядом с античной башней, на грунтовом могильнике средневекового периода. Новороссийский археолог снял ролик, на котором в стенах вырытого котлована видны человеческие останки.

А ведь этот памятник истории имеет и официальный статус - он включен в перечень объектов культурного наследия Краснодарского края! Новороссийские власти отреагировали на нарушение. Собственнику, который провел "только" планировочные работы и не приступил к строительно-монтажным, объявлено предостережение. Ну, хоть до полной утраты наследия веков не дошло.

А, к сожалению, бывает и такое. В Краснодарском крае с 2015 по 2024 год поврежден ряд объектов археологического наследия, что привело к причинению вреда в размере более 113 миллионов рублей. При этом утраченную историческую и культурную ценность оценить невозможно, как и воссоздать или заменить объекты археологического наследия вещью того же рода и качества ввиду их уникальности. Наказать тех, кто повредил или разрушил памятник археологии, можно. Но восстановить его уже не удастся.

Такие вот бывают последствия. Но значит, имеются и причины, которые к ним привели. Одна из них, как это ни парадоксально, связана со стремлением оградить уникальные объекты от преступных посягательств. В 2015 году Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" был дополнен пунктом, в соответствии с которым запрещалось опубликование сведений о местоположении объектов археологического наследия. Сделано это было в целях борьбы с незаконным поиском и изъятием археологических предметов. Этим неблаговидным промыслом занимаются так называемые "черные копатели".

И все же запретительная норма, касающаяся сведений о местоположении памятников археологии, не случайно упомянута теперь в прошедшем времени. Она в этом году отменена. Федеральная власть поддержала инициативу депутатов Законодательного Cобрания Краснодарского края, предложивших сделать это - как раз в интересах сохранения нашего культурного наследия.

Почему же кубанские законодатели пришли к такому убеждению, а в дальнейшем получили поддержку федерального центра? Дело в том, что Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест по количеству и разнообразию объектов культурного наследия в стране. Сейчас под охраной государства в регионе состоит 19 565 памятников различных исторических эпох, из которых более 15 тысяч относятся к памятникам археологии. 5230 из них - федерального значения, 9924 - выявленных. Задачу их сохранения усложняют активные темпы строительства и хозяйственной деятельности на территории региона.

Как найти баланс интересов, когда приоритет очевиден: объекты культурного наследия должны быть безусловно сохранены? В мае 2024 года предложения профильного комитета ЗСК были рассмотрены на краевом Совете законодателей. Этот авторитетный орган включает в себя депутатов Госдумы, представляющих Краснодарский край, краевых парламентариев, руководителей представительных органов местного самоуправления.

Открывая заседание, председатель краевого парламента Юрий Бурлачко напомнил, что памятники археологии, истории и культуры в силу своего возраста являются одними из самых уязвимых и требуют особой защиты. Однако в соответствии с действующим законодательством распространение отдельных сведений о них запрещается.

"Без доступа к этим данным те, кто проводит земляные или строительные работы, часто невольно наносят вред объектам археологического наследия", - обрисовал проблему Юрий Бурлачко. По его мнению, точечным изменением профильного федерального закона можно предотвратить серьезное разрушение памятников, имеющих большую историческую ценность.

Председатель профильного комитета Владимир Лыбанев в своем докладе отметил, что актуальность проблемы для своей территории подтвердили и другие субъекты РФ, например, Республика Ингушетия, Ставропольский край, Ростовская область, город Севастополь.

Депутат также уточнил: повреждения объектов археологии из-за отсутствия информации об их местоположении составляют в крае 90 процентов всех связанных с этим инцидентов. Причем ущерб от такой деятельности значительно превышает урон, наносимый так называемыми "черными копателями".

Эта оценка взята не с потолка. Ей предшествовала большая работа. Был проведен анализ динамики незаконной деятельности по изъятию археологических предметов, а также причинения вреда объектам археологического наследия в результате хозяйственного освоения земель в целом по России в период действия "запрещающей" нормы.

И вот что показали данные, представленные 69 субъектами Российской Федерации. С 2015 по 2024 год выявлено 1375 фактов причинения вреда объектам археологического наследия в результате хозяйственной деятельности. Это 87 процентов от общего количества фактов причинения вреда. Лица, занимавшиеся незаконным поиском археологических предметов, совершили 210 нарушений - 13 процентов от общего количества фактов причинения вреда.

Особенность памятников археологии заключается в том, что они частично или полностью скрыты в земле, и человек, не обладающий специальными познаниями, не может их идентифицировать. При этом для "черных копателей" сведения о территориях объектов археологического наследия не являются тайной. Как отмечал в своем выступлении начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия краевой администрации Георгий Давыденко, они их черпают из профильной научной литературы, которая активно издается и содержит детальные картографические материалы памятников археологии, а также из документов территориального планирования, размещенных в свободном доступе.

До 90 процентов повреждений объектов археологии происходит в регионах из-за отсутствия информации об их местоположении

Наличие в открытом доступе сведений об объектах археологического наследия, по мнению разработчиков законопроекта, позволит гражданам, планирующим приобретение земельных участков, заранее оценивать риски приобретения таких участков и, как следствие, возможность осуществления на них земляных и строительных работ.

По итогам заседания Совета законодателей края предложение было одобрено и проект закона направлен в Совет законодателей РФ. В январе этого года с учетом его замечаний законодательная инициатива краевого парламента была направлена в Государственную Думу.

Комментируя принятое на сессии решение, председатель ЗСК особо подчеркнул его актуальность.

"О необходимости такого федерального закона часто говорили как наши коллеги из других регионов, так и ученые, представители экспертного сообщества. Ведь сейчас возникает просто парадоксальная ситуация. Наше стремление спрятать и тем самым защитить памятники истории и культуры ведет в отдельных случаях к совершенно противоположному - к их разрушению. Настало время сделать доступной информацию, которая бы это предотвратила. Тем самым мы защитим как памятники культуры от неумышленных повреждений, так и интересы добросовестных приобретателей земельных участков", - сказал Юрий Бурлачко.

7 октября Госдума приняла документ, автором которого выступило Законодательное собрание Краснодарского края, во втором и третьем чтениях. А 16 октября он был подписан президентом.

Есть все основания надеяться, что "точечное", как его назвал председатель ЗСК, изменение федерального закона сбережет в стране памятники, имеющие большую историческую ценность. Что же касается внимания местной власти и общества к объектам культурного наследия, то его точечным не назовешь. Оно охватывает как отдельные объекты, так и проблемы, касающиеся всех территорий Кубани.

Так, в прошлом году депутаты внесли изменения в отдельные законодательные акты Краснодарского края, касающиеся сдачи в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Теперь при сдаче таких объектов в аренду существенным условием договора является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта в срок не позднее семи лет со дня его передачи в аренду. Потом объект можно сдавать в субаренду. "Мы даем возможность инвесторам, вложившим серьезные средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, сдавать взятые ими в аренду здания в субаренду. Для края это реальная возможность сохранить исторические сооружения, а для инвесторов - возможность покрыть свои расходы на проведенную реставрацию", - считает Юрий Бурлачко.

А внесенные в 2022 году изменения в региональный закон позволили упростить согласование и проведение работ по текущему содержанию и благоустройству объектов культурного наследия регионального и местного значения, созданных для увековечения памяти воинов.

На Кубани находится 1447 объектов, увековечивающих память погибших защитников Отечества. В большинстве случаев они находятся в собственности муниципалитетов. Многие требуют ремонта. Внесенные в краевое законодательство изменения позволили оперативно проводить работы по содержанию и благоустройству памятников, поддерживая их надлежащий вид и сохраняя для будущих поколений.

Эти инициативы, как и целый ряд других, воплощены на местном уровне. Однако опыт Кубани по сбережению исторического и культурного наследия вызывает интерес в субъектах Юга России, да и в других регионах. Очень возможно, что в результате реализации подобного опыта появятся новые законодательные инициативы - скажем, от Южно-Российской Парламентской Ассоциации (ЮРПА), в которую входит кубанский парламент.

Власть