
По оснащению современное мебельное производство уже мало чем отличается от автомобильного. Это высокотехнологичные заводы, где специалисты следят за процессом, а не работают рубанками, отмечает президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России Александр Шестаков. Деревообработкой на таких предприятиях занимаются станки с числовым программным управлением, шлифовкой, укладкой деталей, сборкой - роботизированные системы.
"Важным направлением становится внедрение цифровых инструментов - онлайн-конструкторов мебели, виртуальных шоурумов и AR-примерочных. Эти технологии позволяют клиентам визуализировать, как выбранная мебель впишется в их интерьер. В целом трендами цифровизации становятся искусственный интеллект и машинное обучение, которые открывают новые возможности для персонализации предложений", - рассказал "РГ" Шестаков.
За последние годы по всей стране стартовали несколько крупных отраслевых проектов. Например, недавно в Москве открыли новый мебельный завод общей площадью около 13 тысяч квадратных метров. На нем компания будет выпускать учебную и специализированную мебель. Ставку предприятие делает на современное оборудование и автоматизацию процессов. Они позволят обеспечить большие объемы выпуска и стабильно высокое качество.
Современные технологии внедряют не только в производственные цеха, но и в процесс подготовки сырья. Поиск принципиально новых решений также во многом стал ответом на уход зарубежных брендов с рынка. Как отмечают эксперты, отрасль всегда была зависимой от иностранной фурнитуры и комплектующих. Даже деревянные фасады зачастую ввозились из других стран. После 2022 года ситуация изменилась: часть необходимой продукции нашли у дружественных поставщиков, а часть импортозаместили или заменили изделиями нового поколения.
"Такие материалы, как шпон, стали уходить в прошлое, ему на замену пришел пластик. Качество печати позволяет настолько точно повторить структуру дерева, что отличить практически невозможно. В результате искусственные материалы стали использоваться чаще. При этом они превосходят натуральные по прочности и долговечности, а также существенно дешевле. Поэтому Первая мебельная фабрика впервые в России запустила серийное производство кухонных фасадов с применением технологий PETG и 3D-печати. За этими технологиями - будущее отрасли", - рассказал Шестаков.
В прошлом году в Подмосковье запустили мини-завод, где изделия печатают на 3D-принтерах, а в качестве сырья для них используют композит, в основе которого - древесная мука и вторичный ресурс (переработанные полимеры). Из отходов получаются различные предметы мебели и интерьера: журнальные столики, вазы, держатели для книг, лампы и т.д.
Впрочем, пока, как отмечают участники рынка, большинство инноваций касаются мебели, выпускаемой значительными партиями. Цифровизация требует немалых инвестиций, которые сложно окупить в условиях штучного производства.
"Если говорить о более уникальном дизайне, то, конечно, до роботизации еще очень далеко. Изделия выпускаются ограниченным тиражом, это не масс-маркет. Кроме того, половина сборки может идти вручную", - пояснила создательница мебельного бренда Татьяна Ганжинова. И добавила, что компания часто сталкивается с запросом на нестандартные размеры и оттенки, что требует перестройки производства под уникальные параметры.
Новые технологические решения стали внедрять и в наполнение мебели. Речь, например, о встроенных в кухню USB-розетках, столах с подогревом для кружки и bluetooth-колонками. Однако спрос на них пока остается ограниченным. По словам экспертов, при выборе мебели для дома покупатели по-прежнему отдают приоритет эстетике и функциональности, а не "умным" функциям. Таким инновационным продуктам понадобится время, чтобы стать по-настоящему востребованными.
Тем не менее гиперперсонализация, когда предложение адаптируется под вкусы и потребности конкретного заказчика, становится одним из главных трендов.
Как пояснил основатель студии дизайна Владимир Рудь, растет спрос на мебель, созданную по индивидуальным заказам. Покупатели готовы платить за качество и воплощение их собственных идей.
Как отмечают эксперты, в целом в мебельной отрасли появилось больше возможностей для творчества, экспериментов и необычных решений. По словам Александры Саньковой, члена Экспертного совета и программного директора Московской недели интерьера и дизайна, после 2022 года российские производители повернулись в сторону активного сотрудничества с отечественными дизайнерами.
"Раньше эта возможность была перекрыта просто потому, что по большей части мощности наших мебельных предприятий были заняты внешними иностранными брендами", - рассказала "РГ" Александра Санькова. Многие потребители и не осознавали, что значительная часть продукции таких крупных компаний, как IKEA, на самом деле выпускалась в России. Сегодня они стали более лояльны к отечественным производителям.
"На мой взгляд, мебельная отрасль в России сейчас себя ощущает востребованной, потому что уровень доверия людей к российским производителям мебели возрос. Плюс получилось значительно повысить качество, так как увеличилась конкуренция между производителями и каждый стал стремиться к тому, чтобы делать мебель лучше, чем конкуренты, и выделяться за счет интересного дизайна", - подытожила соосновательница одного из брендов дизайнерской мебели Мария Евтюшенкова.