Обычно подушку для асфальта уплотняют с помощью тяжелой техники, которую гоняют по участку, многократно "проутюживая" слои, подсыпая скальные породы, щебень и другие стройматериалы. Минус традиционной технологии - проседание грунта при резких перепадах температур и высокой эксплуатационной нагрузке, что ведет к деформации верхнего покрытия, появлению колеи и локальным провалам. Авторы новой методики уверяют: она способна увеличить межремонтный срок службы магистрали.
- Экскаватор опускает устройство, конус начинает вращаться, вибрировать, "расклинивает" грунт и уплотняет его во всех направлениях на глубину внедрения. При стандартном подходе таких показателей не достичь, - пояснил один из авторов проекта доцент кафедры гидравлики и гидропневмосистем Марат Асфандияров.
Исследователи провели ряд экспериментов на разных почвах, включая супеси, пески и глины, и пришли к выводу: устройство необходимо доработать только для сухих сыпучих материалов, добавив функцию увлажнения, которая повышает коэффициент уплотнения с 0,8 до почти 0,99.
Кроме того, технологию можно применять при строительстве гидротехнических сооружений и укреплении набережных.
- Пару лет назад из-за затяжных дождей во многих регионах, включая наш, произошло разрушение дамб и подтопление населенных пунктов. Причина - недостаточная прочность защитных конструкций, - считает инженер Кирилл Гундарев. - Наше устройство поможет получить не только несущее основание, но и прочный каркас. Нужно лишь залить образовавшиеся от уплотнения воронки бетоном.
Над проектом челябинцы трудились семь лет, сейчас разработка запатентована. А исследователи готовы приступить к натурным испытаниям при участии промышленных партнеров.