
На полу разметка с номерами, как на археологическом раскопе. Кирпичная кладка и точечный свет, направленный на экспонаты. "Не всякое пространство подходит для того, чтобы показывать археологию зримо - рассказала "РГ" директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Галактионова. - Когда мы только начали обсуждать с начальником Боспорской экспедиции Владимиром Толстиковым проект выставки "Пантикапей. Из прошлого в будущее", я сразу же представила нижегородский "Арсенал". Нам очень повезло с архитектором выставки Майей Фроловой, которая понимала, какими выразительными средствами можно подчеркнуть эти уникальные вещи, которые находят раз в 100 лет. Здесь много артефактов, но главный экспонат - это люди, которые ведут Боспорскую экспедицию". Открывшийся проект - тонко срежиссированный детектив, в котором соединились загадки Древнего мира, романтика дальних странствий и скрытая от посторонних глаз работа археологов и реставраторов.
Сразу после освобождения Крыма в 1945 году археологи под руководством профессора МГУ Владимира Блаватского совершили настоящий подвиг, когда приехали в разрушенную и начиненную боеприпасами Керчь. Работали в немецких траншеях, опутанных колючей проволокой, спали в палатках на матрасах, набитых полынью, еду готовили на огне. В 90-е годы археологам снова приходилось ночевать на раскопе, чтобы спасти его от черных копателей.
В течение более 1000 лет на месте современной Керчи существовало Боспорское царство со столицей Пантикапей, основанной в конце VII века до н. э. Тогда Древняя Греция выходила далеко за свои современные границы. Греки активно плавали в поисках лучшей жизни - в Тавриду, Феодосию, Фанагорию, на Кубань. Причин было немало. В Греции не слишком плодородные пахотные земли, а полисы были перенаселены, излишки хлеба тоже нужно было куда-то сбывать, а кроме того, в Дону водилась вкусная стерлядь, которая тоже, благодаря умелым грекам, быстро превратилась в товар. Керчь привлекала колонистов из Милета своей защищенностью - широкой бухтой у входа в пролив и возвышающейся над ней горой Митридат.
До начала XIХ века о древнем Пантикапее никто не знал. Пока сюда в 1810 году не прибыл шотландец Поль Дюбрюкс. Он сражался с Наполеоном в корпусе принца Конде. Когда та была разбита, ему пришлось бежать в Россию. В Керчи (а Крым на тот момент только вошел в состав России) Дюбрюкс получил должность мелкого чиновника соляной конторы и первым набрел на следы древнего города во времена, когда профессиональных археологов не существовало.
Постепенно у Дюбрюкса начала собираться внушительная коллекция. А по горе Митридат вместе с ним прогуливались император Александр I и поэт Александр Пушкин. В одну из прогулок исследователь нашел безупречно слепленный мраморный торс Геракла. Историки уверены: Пушкин точно мог его видеть. Зато широкой публике его ни разу не показывали. Фрагмент пребывал в запасниках Эрмитажа. Торс с выпуклой мускулатурой и частью львиной шкуры принадлежал скульптуре Геракла высотой почти в три четверти человеческого роста. Он не был смонтирован - никто не брался сверлить его для установки металлического перрона. Специально для выставки в Нижнем Эрмитаж выполнил все сложные работы.
Не доступным для публики долгое время был и большой керамический динос - сосуд для смешивания воды с вином, который реставраторы Эрмитажа собирают по крупицам уже более 10 лет. Как только находятся новые фрагменты, они подклеиваются к имеющимся специальным клеем, который в случае необходимости можно удалить. Есть все шансы восполнить утраты: ведь экспедиция продолжается. Сегодня ее возглавляет заведующий отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Толстиков. По его словам, работы на раскопе хватит и на 100, и на 200 лет.
Афиша
Выставка "Пантикапей. Из прошлого в будущее" открыта в "Арсенале" Нижегородского кремля до 1 марта 2026 года. Стоимость семейного билета 700 рублей. Совет: не пропустите интерактивный "Детский слой".