"Уникальные вещи, которые находят раз в сто лет". Редкости из Пантикапея - в нижегородском "Арсенале"

В нижегородском "Арсенале" представили редкости из Пантикапея
Показывать археологию чрезвычайно трудно. Как не утонуть во множестве осколков и длинных этикеток к ним. Поэтому музейщикам помогают экраны, инсталляции и дизайнеры. И тогда археология становится снова увлекательной, как в незабвенных "Легендах и мифах Древней Греции" Николая Куна или учебнике истории за 5-й класс.
Чем динос отличается от килика? На выставке в "Арсенале" рассказывают о древнегреческих сосудах.
Чем динос отличается от килика? На выставке в "Арсенале" рассказывают о древнегреческих сосудах. / Михаил Костюнин / Geometria.ru

На полу разметка с номерами, как на археологическом раскопе. Кирпичная кладка и точечный свет, направленный на экспонаты. "Не всякое пространство подходит для того, чтобы показывать археологию зримо - рассказала "РГ" директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Галактионова. - Когда мы только начали обсуждать с начальником Боспорской экспедиции Владимиром Толстиковым проект выставки "Пантикапей. Из прошлого в будущее", я сразу же представила нижегородский "Арсенал". Нам очень повезло с архитектором выставки Майей Фроловой, которая понимала, какими выразительными средствами можно подчеркнуть эти уникальные вещи, которые находят раз в 100 лет. Здесь много артефактов, но главный экспонат - это люди, которые ведут Боспорскую экспедицию". Открывшийся проект - тонко срежиссированный детектив, в котором соединились загадки Древнего мира, романтика дальних странствий и скрытая от посторонних глаз работа археологов и реставраторов.

Сразу после освобождения Крыма в 1945 году археологи под руководством профессора МГУ Владимира Блаватского совершили настоящий подвиг, когда приехали в разрушенную и начиненную боеприпасами Керчь. Работали в немецких траншеях, опутанных колючей проволокой, спали в палатках на матрасах, набитых полынью, еду готовили на огне. В 90-е годы археологам снова приходилось ночевать на раскопе, чтобы спасти его от черных копателей.

В течение более 1000 лет на месте современной Керчи существовало Боспорское царство со столицей Пантикапей, основанной в конце VII века до н. э. Тогда Древняя Греция выходила далеко за свои современные границы. Греки активно плавали в поисках лучшей жизни - в Тавриду, Феодосию, Фанагорию, на Кубань. Причин было немало. В Греции не слишком плодородные пахотные земли, а полисы были перенаселены, излишки хлеба тоже нужно было куда-то сбывать, а кроме того, в Дону водилась вкусная стерлядь, которая тоже, благодаря умелым грекам, быстро превратилась в товар. Керчь привлекала колонистов из Милета своей защищенностью - широкой бухтой у входа в пролив и возвышающейся над ней горой Митридат.

До начала XIХ века о древнем Пантикапее никто не знал. Пока сюда в 1810 году не прибыл шотландец Поль Дюбрюкс. Он сражался с Наполеоном в корпусе принца Конде. Когда та была разбита, ему пришлось бежать в Россию. В Керчи (а Крым на тот момент только вошел в состав России) Дюбрюкс получил должность мелкого чиновника соляной конторы и первым набрел на следы древнего города во времена, когда профессиональных археологов не существовало.

Торс Геракла публике ни разу не показывали. Все это время он не был смонтирован. Никто из реставраторов не брался сверлить древнюю скульптуру

Постепенно у Дюбрюкса начала собираться внушительная коллекция. А по горе Митридат вместе с ним прогуливались император Александр I и поэт Александр Пушкин. В одну из прогулок исследователь нашел безупречно слепленный мраморный торс Геракла. Историки уверены: Пушкин точно мог его видеть. Зато широкой публике его ни разу не показывали. Фрагмент пребывал в запасниках Эрмитажа. Торс с выпуклой мускулатурой и частью львиной шкуры принадлежал скульптуре Геракла высотой почти в три четверти человеческого роста. Он не был смонтирован - никто не брался сверлить его для установки металлического перрона. Специально для выставки в Нижнем Эрмитаж выполнил все сложные работы.

Не доступным для публики долгое время был и большой керамический динос - сосуд для смешивания воды с вином, который реставраторы Эрмитажа собирают по крупицам уже более 10 лет. Как только находятся новые фрагменты, они подклеиваются к имеющимся специальным клеем, который в случае необходимости можно удалить. Есть все шансы восполнить утраты: ведь экспедиция продолжается. Сегодня ее возглавляет заведующий отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Толстиков. По его словам, работы на раскопе хватит и на 100, и на 200 лет.

Афиша

Выставка "Пантикапей. Из прошлого в будущее" открыта в "Арсенале" Нижегородского кремля до 1 марта 2026 года. Стоимость семейного билета 700 рублей. Совет: не пропустите интерактивный "Детский слой".