
Марина Разумова, продавец молочной продукции в павильоне, принадлежащем крупному региональному производителю, отпуск проводит за соседним прилавком. Торгует бакалеей, улыбается знакомым покупателям и объясняет свое перемещение:
- Отпуск у меня на основной работе. Был бы летом - уехала бы на дачу, а в ноябре что? Дома смысла сидеть нет: стирка-уборка-плита - вот и весь отдых. А тут подзаработаю немножко. Новый год скоро: будет на что стол накрыть, детей побаловать.
Как выяснилось, предложений о трудоустройстве на время отпуска у продавцов (хороших! - Авт.) хоть отбавляй. Владельцы розничных точек охотно приглашают их "удвоить отпускные".
- С такими как Марина, надежно, - объяснил Ашот, владелец павильона со сладостями. - Они расторопные, толковые, с документами. Мы же тут все друг друга знаем, видим, как кто работает. Вакансии всегда есть: у меня продавец ушла на больничный, у соседа - уволилась, у другого - попросила неделю за свой счет. Если Марина свободна - лучше варианта не найти.
Сама Марина говорит, что "знакомые хозяева" с ней обычно договариваются заранее:
- Могут уже в сентябре-октябре, когда планируются отпуска на следующий год, подойти и попросить: мол, у меня продавец на две недели уходит в такие-то даты, ты можешь в это время у меня "отдохнуть"? Если меня все устраивает - график, оплата, сроки расчета, - я соглашаюсь.
Вопрос "А как же вы без отдыха?" мою собеседницу, похоже, застает врасплох.
- Да мне и не тяжело вроде, - смущается она. - Работа привычная. А деньги лишними не бывают. Мне кажется, сейчас большинство так. По крайней мере, в пределах нашего ТЦ работа в отпуске - явление распространенное.
Юлия Боровая, руководитель IT-отдела в одном из банков, уже несколько лет подряд берет отпуск в начале декабря, чтобы посвятить его... работе в команде дизайнеров.
- С этими ребятами я познакомилась, когда заказывала новогоднее оформление нашего офиса, - делится она. - Слово за слово - и я узнала, что им в "горячий сезон" очень нужны рабочие руки: елки собирать, электрику монтировать, игрушки развешивать. А поскольку я всю эту предновогоднюю суету обожаю, сама вызвалась помочь. Помню, первый раз вышла на эту работу в выходной - это был восторг. И тогда же решила: беру отпуск - и наряжаю елки!
За несколько лет Юлия не только доказала свою профпригодность в совершенно новом для нее деле, но и выросла до менеджера - теперь у нее собственная команда, которая самостоятельно выполняет заказы.
- Гонорар вполне сопоставим с моей зарплатой в банке, - признается она. - Деньги - это, конечно, очень приятно, но для меня важнее вот эта детская радость и предвкушение праздника, которые я испытываю в процессе.
По словам Юлии, к елкам она относится ничуть не менее серьезно, чем к своей основной работе.
- Здесь, как и везде, есть свои секреты. Можно, например, в конце января закупить остатки елочных игрушек, иллюминации и прочего новогоднего декора - на маркетплейсах и в магазинах все это стоит копейки - и использовать на следующий год. Можно заранее заготовить природные материалы - сосновые шишки, какие-то веточки. Еще один важный момент - технологии. Сегодня я знаю, как за три часа нарядить десять елок - в начале моей оформительской карьеры это казалось немыслимым. И, наконец, я в постоянном творческом поиске, потому что в дизайне важнее всего идея. Теперь я залипаю на специализированных сайтах безо всяких угрызений совести - ведь это мне нужно для работы!
Отдыхает Юлия в новогодние каникулы и утверждает, что нескольких тихих январских дней в кругу семьи ей вполне достаточно для восстановления сил.
- Спасибо руководству, что отпускает в нужные мне даты, - смеется она. - За пять лет, что я занимаюсь елками, ни разу не было по этому поводу возражений. Все в курсе, как я провожу свой отпуск, и считают это моей причудой. И пусть.
Заведующий складом Андрей Колотушкин по согласованию с руководством делит свой отпуск на три части. Он отдыхает в мае, августе и сентябре.
- В мае черемша, в августе ягода и орех, в сентябре грибы, - объясняет он. - У меня дед охотник, он меня с малых лет учил, что лес кормит. Бить птицу и зверя я смысла не вижу, а вот заработать на дикоросах - почему нет?
В майские праздники Андрей отправляется на свои "делянки" - места, где растет черемша. В это время с них еще не сошел снег. Но Андрей раскидывает по делянам агрил, и получаются, как он говорит, "теплички". Через пару недель из нагретой земли проклевываются первые нежные ростки. "Обычно двух недель хватает, но я еще бегаю проведать, чтобы идти с горбовиками наверняка, - рассказывает он. - Путь-то неблизкий, почти день хорошего ходу".
И вот потом, когда черемша созрела, Андрей берет отпуск, чтобы ее собрать и продать. Говорит, товар его разлетается вмиг. "Недавно стала появляться черемша, выращенная на гидропонике, - делится он. - Но это совсем не то. Ни вкуса, ни запаха".
Потом наступает черед ягод, и Андрей снова берет отпуск, чтобы провести его в лесу.
- Спасибо деду: я нашу тайгу как свои пять пальцев знаю, никогда не возвращаюсь пустым. И ягода, и орех всегда есть - один год брусника уродится, другой - кедрач порадует. И семью обеспечу деликатесами, и на продажу будет.
Третья часть отпуска, сентябрьская, посвящена грибам. Поздние, не тронутые червем, один к одному, грузди-рыжики-опята скупаются рестораторами в тот же день, когда Андрей выходит из тайги.
- Отпускные я, получается, утраиваю, - признается собеседник. - Семье - дополнительный доход, мне - лучший отдых. Курорты не для меня, я там со скуки дохну. А вот по лесу пройтись, а потом с горбовиком, полным по самую крышку, вернуться - это для меня лучший отдых и есть.
Анна Дьячкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики и мировой экономики Института экономики и управления УрФУ:
- Почему так? Конечно, самое простое объяснение - люди получают дополнительный доход. А второе дал Карл Макс - переключение на другой вид работы - это отдых. И так многие живут.
Еще есть экономическое объяснение этого явления - низкая ценность досуга. Иными словами, когда у человека не хватает денег на качественный морской или прочий отдых, когда он понимает, что в отпуске будет вынужден просто сидеть дома, лежать на диване, мыть посуду и т.д., тогда выбор часто очевиден - лучше в это время поработать. Работник с калькулятором в руках высчитывает, он за это время заработает такую-то сумму.
И здесь обнаруживается интересная связь: кто много работает в течение года, и в отпуске тоже работает. У кого не интенсивная работа - в отпуске, как правило, отдыхают. Это тоже можно понять через ценность досуга и часа работы.

Показательно, что если у человека очень высокий уровень дохода, то он свободное время ценит выше, и он уже хочет больше отдыхать.
Еще есть такие люди, у которых явно сформировано предпочтение к труду. Работа для них - не просто способ получения денег, а самореализация, часть жизни. И здесь, вопреки стереотипам, нет устойчивых примеров, что люди без семьи якобы, как правило, больше работают, - отнюдь. Когда большая семья, человек привык много работать, понимая, какого уровня комфорта жизни это позволяет достичь.
Что касается регламентирования этой практики - это точно плохая идея. Работник сам должен иметь возможность выбора: работать в свой законный отпуск или нет, лишить этого права - путь к низкой производительности, потому что это уже будет принуждение к труду.
К слову, во время отпуска у педагогов, а у нас он 56 календарных дней, мы всегда на него распределяем проекты, которые в течение года не получается сделать.
Подготовила Елена Мационг