
Трехлетний прогноз развития Союзного государства будет готов до конца ноября
Драйверы развития на евразийском пространстве представители экспертного сообщества рассматривают в АПК, станкостроении и микроэлектронике, в машиностроении, на транспорте. Одни из них - технологическое партнерство и технологическая независимость. Этим вопросам посвящена первая пленарная сессия Форума. Вторая - импортозамещению в экологическом машиностроении.
Союзное государство уже обладает довольно развитыми механизмами для выстраивания технологического партнерства, которые могут быть использованы и в ЕАЭС. В 2024 году Беларусь и Россия заключили соглашения в целях обеспечения взаимного признания технологических операций, формируется единая система сертификации и стандартизации продукции, гармонизируется законодательство. Действенным инструментом по созданию высокотехнологичной продукции стали программы Союзного государства.
Прогноз развития Союзного государства как раз важен, среди прочего, для оценки приоритетности вложений в технологические разработки и возможностей их внедрения в промышленность.
Среди важнейших показателей прогноза - интеграционный эффект, то есть оценка роста экономики наших стран благодаря интеграции.
"В большей степени, разумеется, в силу размеров экономики, интеграция влияет на экономику Беларуси, в меньшей - на экономику России. Для экономики Республики Беларусь влияние этого фактора, по нашим оценкам, составляет 16-18%. Для России этот показатель составляет примерно 0,5%. Но цифры могут уточняться в зависимости от того, какую методологию мы используем", - указывает директор ИНП РАН Александр Широв.
Оценка этого интеграционного фактора - довольно сложный вопрос, направление оценки интеграционных эффектов постоянно развивается, замечает он.
Провести оценку позволяют три ключевых элемента.
Прежде всего, это параметры взаимной торговли, взаимные инвестиции и миграция, говорит Александр Широв.
Но есть и сложности. Прежде всего - в силу того, что у профильных министерств двух стран могут быть разные взгляды на то, как развивается экономика в среднесрочной перспективе. Особенно ярко это проявляется в периоды, когда темпы роста подвержены серьезным изменениям. Скажем, в России мы видим существенное замедление темпов экономического роста, а экономика Беларуси хотя тоже замедляется, но гораздо медленнее, приводит пример эксперт. Такое расхождение параметров экономической статистики создает определенные проблемы для гармонизации параметров прогноза. С другой стороны, в процессе подготовки прогноза уже удалось уточнить массу параметров взаимодействия двух стран. Например, статистику по взаимному обмену рабочей силой. Так как эти процессы в Союзном государстве очень облегчены, официальная статистика не может зафиксировать реальное движение рабочей силы. Цифры уточняли с использованием самых разных источников. То же самое - и по взаимным инвестициям. Есть данные министерств и статистических служб наших стран, а есть данные, например, центральных банков, которые тоже могут сильно расходиться. Вопрос состоит в том, каким данным мы доверяем больше или какие данные дают больший охват, отметил Александр Широв.
Тем не менее оценки прогноза есть. Они были доложены и одобрены на совместной коллегии Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики Республики Беларусь, прошедшей в конце октября. "Прогноз будет закончен до конца ноября текущего года. Если будет политическое решение, до конца года он будет опубликован", - добавил Александр Широв.
Гармонизация показателей экономического развития в целях выстраивания системы взаимного дополнения может оказаться целесообразной и для стран ЕАЭС, адаптирующихся к современной геополитической обстановке. Такой подход может дополнительно раскрыть интеграционный эффект ЕАЭС.
С 2023 года страны Союза начали формировать новые стратегии и альтернативные пути развития в IT, производстве высокотехнологичной продукции и электроники, отмечают организаторы форума. Так, Россия делает ставку на комбинацию импортозамещения, господдержки науки и международного партнерства в обход санкций. Приоритет отдается импортозамещению в микроэлектронике и полупроводниках, IT, программном обеспечении, телекоммуникации. Делается ставка на развитие венчурной экосистемы, кибербезопасности и реформы инженерного образования.
Беларусь ориентируется на развитие промышленной электроники, робототехники и также на создание собственной производственной базы микроэлектроники и выпуска.
Армения сосредоточилась на IT-секторе, международном партнерстве, образовании. А Казахстан занимается формированием собственной модели технологической независимости. Ее ключевыми элементами должны стать IT-сектор, цифровизация госуправления, развитие космических технологий, "зеленая" энергетика. Важно партнерство с ведущими технологическими державами не только в ЕАЭС, но и за пределами Союза.
Кыргызстан ориентируется на постепенное развитие IT-экосистемы, интеграцию с партнерами по ЕАЭС, привлечение иностранных инвестиций.
Таким образом, научно-техническое сотрудничество стран, входящих в ЕАЭС, является одним из основных направлений для роста технологического суверенитета на ближайшие годы. Другими составляющими этой стратегии становятся создание общего финансового рынка, создание единой цифровой платформы Союза.







