
Как так вышло и есть ли способы противостоять вандализму, а значит - не пускать бюджетные деньги в трубу, разбирался корреспондент "РГ".
Нельзя сказать, что в Екатеринбурге живут сплошь дикари, которые под покровом ночи идут громить остановки, - среднестатистическое число хулиганов здесь не больше, чем в любом другом городе. Эксперты считают, что проблема в большей степени в том, что власти не продумали саму систему защиты, не предусмотрели, как сделать так, чтобы остановки всегда были целыми и чистыми. Есть даже такой термин в технике: "защита от дурака", то есть от разного рода намеренных и ненамеренных действий человека, которые ведут к повреждению.
Что касается вандалов, то этот термин можно читать прямо - от конкретных дураков. И способы защиты, как показывает опыт других городов и стран, существует. И по борьбе с граффитчиками, и с теми, кто уродует остановки, оклеивая их объявлениями.
"Есть теория борьбы с граффити: чтобы сообщение граффитчика потеряло смысл, его нужно смыть в первые же сутки, - говорит урбанист Владимир Злоказов. - Это правило еще актуальнее для объявлений: какой резон будет их клеить, если их удалят через несколько часов? Как считает эксперт, да, поначалу бригадам по очистке придется работать очень интенсивно, смывать всю "нечисть" каждый день, но результат обязательно вскоре будет. Граффитчики поймут, что их "творчество" никто не увидит и не оценит. А фирмы перестанут себя рекламировать, потому что бессмысленно будет вкладывать деньги в такой способ рекламы.
Между тем, как ответили "РГ" в мэрии Екатеринбурга, моют остановки здесь примерно раз в месяц, и только при плюсовых температурах за окном. То есть в лучшем случае 5-6 раз в год. А с расклейщиками борются так: ставят на автодозвон номер, указанный в объявлении, и таким образом его блокируют.
Но либо ставят далеко не все номера, либо сами расклейщики об этом не знают, - по крайней мере, результат налицо: павильоны сплошь заклеены бумажной "шелухой". Штраф за расклейку объявлений - чуть более двух тысяч рублей. Ну так поди еще поймай тех, кто их клеит. Как и тех, кто разбивает новые стеклянные остановки. В мэрии на этот счет разводят руками: мол, о всех фактах сообщаем в полицию, а уж что там они предпринимают, нам неведомо. Хотя неплохо было бы поинтересоваться: на проект затрачено как-никак 150 миллионов, и даже если бы кому-то одному пришлось компенсировать стоимость изуродованной остановки, глядишь, и другие призадумались бы. А так каждый день екатеринбуржцы с возмущением наблюдают, как уродуется город и улетают в пустоту деньги из народной казны.
К слову, антивандальной системы в Екатеринбурге не существовало и раньше, когда три месяца назад начали заменять остановки новыми стеклянными, умными. Жители и тогда говорили, что можно было бы просто помыть существующие павильоны, а не вбухивать миллионы в новые. Но в Екатеринбурге решили действовать, как в анекдоте про нерадивых родителей: "Этих отмоем или новых нарожаем?", то есть пошли по второму пути. На сайте мэрии и сейчас стоит гордая новость о том, что к уже установленным еще 150 новых и красивых остановок добавят в следующем году. Сколько они в итоге простоят при таком подходе, догадаться нетрудно.
В Перми с этого года остановки моют не только летом, но и зимой. Для этого используются незамерзающие средства. Надписи и граффити смывают либо водой под высоким давлением, либо химическими составами. И если моют павильоны два раза в месяц, то объявления и надписи убирают каждый день. И это дает результат. Практически все остановки в Перми чистые. С этого года изменилась и методика уборки. Чаще моют остановки в спальных районах. Именно там павильоны чаще всего пачкают надписями и заклеивают объявлениями.
В Москве большинство горожан и гостей столицы к стеклянным конструкциям остановок относятся бережно. Да, честно говоря, отметили в пресс-службе ГУП "Мосгортранс", эти остановки и сломать сложно. " Сделаны они из антивандальных материалов высокой прочности: нержавеющей стали, алюминия и многослойного стекла - триплекса, который безопасен для окружающих, даже если с ним что-то и случится, то осколков не будет".
Но любители испытать павильоны на прочность все-таки находятся. Поэтому за последние два года на ремонт и очистку павильонов от надписей было выделено более 38,5 млн руб. Часть этих денег пошла на замену стекол. Вандализм - преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Один из последних таких случаев был в сентябре. На улице Героев Панфиловцев два молодых человека демонтировали стекло светового бокса, а затем бросили на тротуар и разбили. Вину злоумышленники признали, их дело рассматривает суд.
В пиренейском королевстве используется комплекс мер, чтобы защитить станции метро и остановки от вандалов. Крупные транспортные узлы оснащены камерами, которые фиксируют действия хулиганов, записи используются для того, чтобы идентифицировать нарушителей и отдать их под суд. Кроме того, там обычно присутствуют охранники или правоохранители. Эти две меры уже отпугивают большую часть вандалов. Чтобы предотвратить появление граффити на удаленных от оживленных улиц остановках, в Испании меняют освещение, устанавливая более яркие лампы. А чтобы избавиться от все же появившихся надписей, используются спецсредства. Кроме того, власти Испании устраивают информационные кампании, чтобы предупредить о последствиях, с которыми столкнутся вандалы, а молодежь убедить бережно относиться к общественным местам.
В Соединенных Штатах для борьбы с вандализмом широко используется система видеонаблюдения. Часто камеры оснащены различными дополнительными датчиками - например, движения, звука и инфракрасными. Разработано специальное программное обеспечение, так называемые виртуальные патрули для наблюдения за остановками транспорта, депо, железными дорогами, которые заменяют охранников. Для защиты не только остановок, но и общественного транспорта используется антивандальная пленка. Она легко снимается и заменяется в случае повреждения, что позволяет избежать дорогостоящего ремонта. А на железной дороге предпочитают закрашивать граффити, это проще, чем удалять рисунки с помощью даже самых сильных средств.