Бутман привез в Хабаровск симфоджаз на музыку Бородина

В Хабаровске завершился VI фестиваль "Сфера-джаз". Его кульминацией стало выступление Московского джазового оркестра под управлением народного артиста России Игоря Бутмана. Прославленный коллектив на дальневосточных гастролях показывает разноплановую фестивальную программу. Она включает и "кроссовер" - премьеру симфоджазовой сюиты Николая Левиновского "Русь" из нового альбома "Образы. Мусоргский и Бородин", и джазовые произведения, ставшие классикой этого жанра. О том, как фестивали влияют на развитие музыки и куда российский джаз движется, Игорь Бутман рассказал "РГ".
Игорь Бутман: Уровень джаза у нас в России сильно вырос.
Игорь Бутман: Уровень джаза у нас в России сильно вырос. / amurmedia.ru

Игорь Михайлович, с сахалинского джаз-фестиваля вы приехали на хабаровский. Какую роль играют сегодня фестивали в развитии джазовой культуры? Что для вас означает участие в них?

Игорь Бутман: Когда я начал заниматься джазом, стал ходить на фестивали. Там музыканты слушали коллег, восхищались, понимали, к чему стремиться. Тогда фестивальная жизнь была очень интересной, насыщенной. Ты мог услышать в одном месте всех замечательных музыкантов Советского Союза.

Сейчас фестивалей немало в разных городах. Президентский фонд культурных инициатив многие поддерживает. Фестивальное движение развивается. Это дает возможность молодым ребятам видеть перспективы, они понимают, что им есть где выступать. Фестиваль - это первая площадка для молодых. Я, например, впервые проявил себя на "Осенних ритмах" в Ленинграде и на джаз-фестивале "Ритмы лета" в Риге, а потом в Донецке и Ярославле. Молодежь идет в джаз благодаря тому, что есть фестивали.

А мне они дают стимул продолжать работать с оркестром, с квартетом, не останавливаться, искать новые интонации, писать музыку. Ну и, допустим, приглашать к себе талантливых ребят. Теперь помимо оркестра у нас есть и октет, для которого мы специально пишем музыку. Этим составом мы выступили на Сахалине, а до этого на московской "Ночи музыки". Так что фестивали нам дают повод для поиска новых идей.

В какую сторону изменился джаз в России в последние годы?

Игорь Бутман: В сторону технического мастерства. Много молодых музыкантов, блестяще владеющих инструментами. Со временем они найдут собственный голос, предложат новые идеи, музыку. Объединившись в творческом поиске, они смогут собрать ансамбли, благодаря которым появятся другие виды и формы джаза.

Во времена моей молодости хороших молодых саксофонистов в СССР не было, поэтому мне приходилось конкурировать с зарубежными джазовыми артистами. А сейчас все саксофонисты в моем оркестре - мои конкуренты. Они здорово играют. И еще есть совсем молодые - 20-25-летние музыканты, у которых саксофон "плавится" в руках. Это тоже говорит о том, что уровень сильно вырос, как и количество хороших музыкантов.