Хабаровский край должен удержать лидерство в высокотехнологичном производстве и инновациях

Какие производства обеспечат технологический прорыв в Хабаровском крае? Какие кластеры появятся в регионе? Когда заработает пункт пропуска на Большом Уссурийском острове? На эти другие вопросы ответил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин, посетив редакцию Дальневосточного филиала "РГ".
Пресс-служба правительства Хабаровского края

Дмитрий Викторович, Хабаровский край десятилетиями считался промышленным сердцем Дальнего Востока. В XXI веке регион утратил часть своего производственного потенциала. На вашей встрече с первым зампредом правительства РФ Денисом Мантуровым был поставлен акцент на создании в крае современных перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью. О каких предприятиях идет речь?

Дмитрий Демешин: Прежде всего позвольте уточнить и напомнить: в августе, открывая по видеосвязи замечательную набережную в Комсомольске-на-Амуре, президент Владимир Владимирович Путин сказал про город: "Он в известной степени оплот нашего машиностроения, такого сложного и нужного для нас, в том числе и особенно сегодня". Такую оценку нам дал президент, и, конечно, нам этой оценке необходимо соответствовать.

По данным Росстата, в крае производится две трети всей инновационной продукции ДФО. Флагманы известны: авиа- и судостроение, металлургическое и энергетическое производство, нефтепереработка, строительная индустрия. Так что Хабаровский край считался и считается центром или, если хотите, сердцем дальневосточной промышленности. И, я уверен, таковым и останется.

Наша задача - делать все возможное, чтобы это лидерство удерживать. Причем не для галки в отчетах, а для того, чтобы население было благополучным, высококвалифицированным, получало хорошую зарплату, трудясь на предприятиях промышленности.

Вы верно отметили, что главная тема, которую мы обсуждали с Денисом Мантуровым, - создание современных перерабатывающих предприятий с высокой добавленной стоимостью, в частности локализация производства комплектующих для авиации, формирование промышленно-строительного кластера и многое другое. Наша задача - "окружить" крупные заводы малыми и средними предприятиями технологического инновационного сектора, что позволит занять население в профессиях, крайне востребованных на рынке.

Например, в авиастроении уже задействованы компании "Проммаш", "ПАКС-Восток", "СКИФ-М ДВ", "Композит-ДВ", "Яковлев". Это как раз те самые "умные" высокотехнологичные производства, которые выпускают продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Наши промышленные проекты - залог крепкой экономики и привлечения инвестиций, а следовательно - устойчивого развития региона. Здесь необходима поддержка федерального центра, и мы ее получаем.

Что касается производственного потенциала, то его мы, наоборот, наращиваем. За последние три года освоили и развили ряд направлений: от запчастей для авиастроения, горнорудной и лесной промышленности до беспилотных систем и лекарств.

Формируем кластерную систему. На первом этапе в приоритете авиапромышленный, судостроительный, горный, агропромышленный и туристический кластеры. В числе перспективных - вертолетный и металлургический. Планируем ремонтировать у нас все вертолеты, эксплуатирующиеся на Дальнем Востоке.

Конечно, для нас очень важно - и я поднимаю эту тему на федеральном уровне - поддерживать судостроительную отрасль.

Амурский судостроительный завод выполняет заказы для Тихоокеанского флота, но этого мало. Поэтому мы ставим вопрос о строительстве на АСЗ серии универсальных спасательных судов проекта IRV05 для Росрыболовства.

Очень непростая ситуация на Хабаровском судостроительном. Но удалось сохранить и сам завод, и его главное богатство - уникальный коллектив. Корабелы - важные и нужные люди, профессионалы, которые понимают, как двигать отрасль. Несколько раз встречался с ними. Они готовы наращивать компетенции и строить рыбопромысловые, пассажирские, дноуглубительные и грузовые суда. Ждем завершения корпоративных процедур со стороны ОСК, чтобы взять завод на баланс края.

Поддержана идея о создании Дальневосточного автобусного кластера. Его профинансирует "ВЭБ.РФ". Планируем на первом этапе запустить сборочное производство на площадке "Вектор" ТОР "Хабаровск", на втором - изготовление компонентной базы на площадке "Ракитное". Задача - полностью локализовать выпуск автобусов и стать центром автомобилестроительной промышленности.

Помогаем нашим предприятиям. Например, на заводе "Амурсталь" с использованием мер государственной поддержки обновляется сортопрокатный цех. На "Дальэнергомаше" в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" модернизируются мощности. Продукция обоих предприятий сегодня особенно востребована на внутреннем рынке, и они расширяют линейки, во многом превосходя западные аналоги. И если четыре года назад промышленники не стремились к модернизации, всех устраивала работа по схеме "купить-продать", то сейчас санкции нам помогают.

Да, модернизация - это большие капитальные вложения, но за ними стоит развитие производства, предприятие уверенно встает на ноги, начинает зарабатывать и захватывать рынок - для начала внутренний российский, а потом и стран Юго-Восточной Азии. Так наш "Дальхимфарм" продолжает поставки как по России, так и на экспорт более 170 наименований препаратов, осваивает выпуск новых.

Всему этому способствует и действующая в Хабаровском крае Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения, к которой присоединились уже около 380 участников - от крупных предприятий до образовательных организаций.

Краевой Фонд развития промышленности совместно с федеральным Фондом сохраняет льготные ставки от 5 процентов годовых для займов. Это дешевые деньги, но кредитные. И это важно: пользуясь не бесплатной субсидированной поддержкой, а кредитной, компании четко просчитывают бизнес-планы и стараются максимально быстро их выполнить.

Для инвесторов создано "единое окно" - краевое "Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций". Оно обязано продвигать нашу продукцию на рынке, а инвесторов - сквозь чиновничьи дебри. Последнее порой достаточно сложная процедура. Руководителя агентства я наделил статусом своего советника, чтобы он мог представлять альтернативное мнение для министров и зампредов правительства. Ему я поставил задачу: "Вы не на стороне правительства, а на стороне инвесторов. При возникновении сложностей и проблем вы - адвокат предпринимателей".

Отмечу еще, что в крае действуют пять резидентов "Сколково", а восемь компаний получили статус малых технологических. Это совсем немного, и в этом наш задел на будущее.

Вы регулярно встречаетесь с жителями края, проводите личный прием в приемной президента России. По итогам таких встреч и обращений граждан становится ясно, на какие болевые точки власть должна обратить особое внимание. На какие же? С какими проблемами чаще всего обращаются люди лично к вам?

Дмитрий Демешин: Больше года назад наш президент Владимир Путин на встрече с избранными главами регионов сказал: "Вас избирали для того, чтобы вы работали эффективно на интересы нашей общей большой Родины и ради людей, живущих в тех регионах, где вам оказана большая честь работать". Я лично очень стараюсь эту честь оправдать. И требую того же от всех представителей власти на местах.

В районы края я езжу не с отчетами - езжу туда за проблемами и за их разрешением. Проводим выездные расширенные заседания правительства, и министры, зампреды ведут приемы населения по своим компетенциям. Постоянно получаю обратную связь от жителей - и на местах, и в соцсетях, и на "прямой линии".

Проблемы понятны, они на слуху: ЖКХ (в том числе уборка снега с приходом зимы), социальная поддержка (на особом контроле многодетные семьи, участники СВО и их близкие), медицина - в общем, все то, из чего складывается комфортная жизнь человека.

Здравоохранению уделяем постоянное внимание. Причем не только обеспечиваем поставки медоборудования и препаратов, но и наращиваем компетенции медиков. Хабаровскому краю есть чем гордиться: регион и сейчас - центр здравоохранения. Еще пару лет, и я думаю, что он будет абсолютным центром с очень хорошими специалистами практически во всех отраслях медицины.

Проблема во многом в недостаточной информированности. Люди не знают, куда обратиться по тому или иному вопросу, где им пройти курс лечения. Да, в Ульчском, например, районе не сможем провести трансплантацию печени, но мы гарантируем хорошую маршрутизацию и высококвалифицированную медицинскую помощь - серьезные вмешательства в Первой краевой больнице, сложнейшие операции в федеральном Кардиологическом центре.

Не бывает такого, чтобы люди задавали абстрактные вопросы. Им всегда требуются конкретные меры и решения. И таких случаев, думаю, не будет меньше. А власть должна работать эффективнее над их разрешением, чиновник обязан не отписку давать, а помогать. Иное недопустимо, и на это я реагирую очень жестко.

На Сахалине активно заселяют кампус СахалинТех, в следующем году начнется строительство межвузовского кампуса в Забайкалье, в 2027-м - в Якутии. Не отстает ли Хабаровский край от своих соседей по ДФО? Когда проект кампуса в Хабаровске сдвинется с мертвой точки?

Дмитрий Демешин: Дело не в том, какой из регионов раньше успеет, ведь это не соревнования, а в том, чтобы край получил современный объект, где будет комфортно учиться как нашим студентам, так и приезжим.

Были трудности с предыдущим концессионером - попытка увести из ведения государства и землю, и деньги. Это закончилось уголовным делом, арестом и судом. Весь 2025 год мы занимались возвратом земли от недобросовестного концессионера, в конце осени добились этого.

Концепцию студенческого городка скорректировали, но главное остается неизменным: наш край - в обойме федерального проекта "Создание сети современных кампусов" национального проекта "Молодежь и дети". Кампус будем строить! На днях принимал участие в совещании с зампредом правительства Дмитрием Чернышенко, где обсуждали и этот вопрос.

Пока шло разбирательство с концессионером, мы сфокусировали концепцию на поддержке технологической трансформации и инфраструктурного обеспечения территорий Хабаровского края и ДФО. Оценили, какие профессии и образовательные программы нам нужны, чтобы развить Дальневосточный округ. Поэтому в приоритете - строительная отрасль, архитектурное планирование и градостроительство. Кроме того, усилим наши традиционные отрасли - авиа- и судостроение, добычу и обогащение полезных ископаемых. Добавили, например, биотехнологии. Они нам нужны, поскольку у нас зона неустойчивого земледелия. В более южных странах, таких как Китай, они давно развиты, а нам надо их наращивать.

Поэтому планируем привлекать ведущие вузы страны и уже заключили соглашения с Московским авиационным институтом, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Московским физико-техническим университетом, Московским государственным институтом международных отношений и Финансовым университетом при правительстве РФ. Будет у наших ребят и девчат по два диплома - одного из названных вузов и ТОГУ.

Что касается дат, работать станем в два этапа с 2026 по 2030 год. Уже ведем переговоры с потенциальным концессионером. Конкретные решения начнем принимать по весне, поскольку, откровенно говоря, боимся обжечься еще раз.

Хабаровскому краю дополнительно выделено почти три миллиарда рублей президентской единой субсидии на реализацию мастер-планов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. На что именно пойдут эти средства?

Дмитрий Демешин: На пленарном заседании юбилейного Восточного экономического форума Владимир Путин еще раз подчеркнул важность мастер-планов: "Они включают в себя задачи экономического развития населенных пунктов, призваны сформировать современную, по-настоящему комфортную среду для жизни с обновлением жилищно-коммунальной инфраструктуры, обустройством общественных пространств, парков, бульваров, детских и спортивных площадок, с модернизацией социальной сферы". Среди реализованных проектов он назвал и объекты в Комсомольске-на-Амуре: набережную и детский технопарк "Эвристика", который мы открыли в этом году.

Вы верно отметили, что мы получим еще более 2,7 миллиарда рублей. Это произойдет в 2026 году благодаря поддержке заместителя председателя правительства - полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Средства пойдут в первую очередь на благоустройство Амурского и Уссурийского бульваров в Хабаровске, ремонт фасадов исторических зданий - объектов культурного наследия и реконструкцию парка культуры и отдыха "Строитель" в Комсомольске.

Кроме того, в Комсомольске за счет краевых денег реконструируем ДК "Строитель", а ДК "Судостроитель" рассчитываем включить в программу Министерства культуры РФ.

Также наш край получит средства на создание стрелкового полигона для молодежи и возведение насыпи под пункт пропуска на Большом Уссурийском острове. Мы его уже строим, но пока за свои средства, и очень рассчитываем, что часть денег нам компенсируют.

"Один остров - две страны" - таким проектом не может похвастаться ни один регион России, кроме Хабаровского края. Но освоение российской части Большого Уссурийского острова идет недостаточными темпами, особенно по сравнению с усилиями китайской стороны. В чем, на ваш взгляд, причины этого? И как будет осуществляться гидротехническая защита построенного на острове от наводнений?

Дмитрий Демешин: Да, о проекте говорили годами, если не десятилетиями. Благодаря поддержке президента в этом году освоение острова с нашей стороны перешло в практическую фазу. Мы начали строительство подъездной дороги и пункта пропуска, не получив ни рубля федеральных денег. Почему приняли такое решение? Эффект получит не только наш край, а весь Дальний Восток. И, конечно, мы закрепим за собой статус транспортно-логистического центра ДФО.

Завершается возведение насыпной площадки, и ее мы поднимаем до тех точек, которые не затапливались даже в 2013 году во время катастрофического наводнения. На некоторых участках - на высоту свыше шести метров.

Это ответ на ваш вопрос. Большие гидротехнические сооружения на острове обошлись бы в десятки миллиардов рублей. Мы не пошли на освоение бюджетных средств на строительстве огромных дамб вокруг пустующего острова, а проанализировали, что подтапливалось в самые высокие уровни воды, а что нет. Например, военный пограничный городок не пострадал даже в 2013 году. Есть еще ряд территорий, которые мы немножко подсыпали. А в потенциально затапливаемых местах будем делать нестационарные рекреационные зоны, ставить кафе, а также фермы для развития сельского хозяйства. То есть зону освоения мы четко поделили на ту, что пускаем в рекреацию, и ту, что выделяем под капитальное строительство. Такой подход позволит сэкономить 30-40 миллиардов рублей.

Но надо ускоряться: китайская сторона планирует сдачу пассажирской части погранперехода уже в этом году, грузовой - в конце 2026-го. Рассчитываю, что мы тоже поэтапно введем сначала пассажирский, а потом грузовой терминал.

Росгранстрой планирует к лету 2026 года завершить проектирование погранперехода.

Постараемся убедить его сделать это быстро. Так же, как в свое время убедили заблаговременно заняться пунктом пропуска в новом терминале международного аэропорта Хабаровск. Есть вероятность, что пассажирскую часть погранперехода на Большом Уссурийском достроим примерно через год и приступим к ее лицензированию.

На российско-китайском острове нужно развивать также трансграничное научно-образовательное и промышленное сотрудничество, а значит, строить технологические парки. Там следует вести выставочную деятельность и создать показательную зону - патриотический парк, который расскажет историю нашей страны.