На выставке работ Поленова и его учеников в Суздале играет музыка его сочинения

Под занавес года Владимиро-Суздальский музей-заповедник по традиции показывает выставку, которая становится главной в сезоне. Чем не повод повидаться с этим тысячелетним городом на длинных новогодних выходных? Василий Поленов - художник, которого мы помним с детства. Его пейзажи "Московский дворик" или "Бабушкин сад" - хрестоматийные полотна, которые были во всех учебниках литературы. На выставке "Поленов и ученики", открывшейся в Трапезной и Крестовой палате Кремля, они тоже есть.
Полотна Поленова и учеников поместили в ниши из белой проволоки.
Полотна Поленова и учеников поместили в ниши из белой проволоки. / Аркадий Колыбалов

В залах слышится романс. Вот оно и первое открытие: мелодия написана Василием Поленовым. Ноты - здесь же под стеклом. Идеальное сопровождение для более чем 100 полотен. Да, Поленов еще и писал музыку, даже детские оперы.

"Василий Дмитриевич не любил роскоши ни в одежде, ни в еде, ни в питье; питался он очень умеренно, последние 30 лет своей жизни он вегетарианствовал, вина никогда не пил и не любил пьяных. Был очень гостеприимным, любил угостить", - таким вспоминал Поленова художник-передвижник Егише Татевосян. Гостеприимство дома Поленовых - отправная точка для выставки. Дом на живописном берегу Оки, в который до сих пор приезжает бесчисленное количество гостей, - ключ к пониманию живописи Василия Поленова. Сюда приезжали на "рисовальные вечера", помузицировать, послушать музыку, потанцевать, поучаствовать в домашнем спектакле.

Поленов - пример художника-созидателя. Благодарные ученики, в том числе Исаак Левитан, Константин Коровин, Илья Остроухов, Абрам Архипов, переняли от мастера лучшее и пошли дальше - от реализма к модерну. Так, Константина Коровина справедливо считают первым русским импрессионистом.

Кстати, пространство выставки решили необычно: наполненные воздухом и теплом работы Поленова и его учеников как будто парят в пространстве, помещенные в ниши из легкой белой проволоки.