Комментируя итоги исследования, президент ФПА РФ Светлана Володина указала, что на стадии предварительного следствия ключевым моментом является формирование отношения подзащитного к предъявленному обвинению, и главная проблема здесь - давление со стороны следствия, которое склоняет подозреваемого или обвиняемого к признанию вины, поскольку это облегчает расследование.
Опрос был проведен Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации совместно с кафедрой адвокатуры Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени О. Е. Кутафина. Электронное анкетирование адвокатов всех субъектов Российской Федерации было организовано в рамках диссертационного исследования, проводимого на кафедре адвокатуры МГЮА, заведующей которой является президент ФПА РФ Светлана Володина. Автор исследования - председатель Коллегии адвокатов города Москвы "R&MDefence" Дмитрий Мыльцын, научным руководителем выступает Полина Марчева, кандидат юридических наук. В анкетировании приняли участие 1824 адвоката.
По словам Дмитрия Мыльцына, можно говорить о распространенной практике, когда адвоката и его доверителя пытаются склонить к признанию доверителем вины. Еще одной проблемой он назвал формализацию права на защиту. "Тот факт, что 63,4 процента адвокатов сталкивались с требованиями формально ознакомиться с материалами дела, а 52,1 процента - с препятствиями в доступе к вещественным доказательствам. Также больше половины респондентов, 53,5 процента, сталкивались с угрозами привлечения к ответственности за активную защиту, - обратил внимание автор исследования. 79,6 процента адвокатов сталкиваются с несвоевременным уведомлением о следственных действиях. "Это тактический прием, лишающий защиту возможности качественно подготовиться, присутствовать при ключевых действиях и эффективно противостоять стороне обвинения", - объяснил Дмитрий Мыльцын.
Автор исследования предложил ряд законодательных изменений, а также указал на необходимость смены правоприменительной практики. В частности, в числе назревших поправок он назвал введение реальных санкций за нарушение прав защиты. "Нарушения, выявленные в опросе (несвоевременное уведомление, отказ в доступе), должны влечь за собой неотвратимые процессуальные последствия, вплоть до признания доказательств недопустимыми", - подчеркнул адвокат. Также необходима четкая регламентация процедур. "Закон должен детально прописывать, например, минимальное необходимое время для ознакомления с делом, гарантии беспрепятственного доступа к вещественным доказательствам, обязанность уведомлять защиту не "в последний момент", а в срок, позволяющий подготовиться", - конкретизировал Дмитрий Мыльцын. Усилить гарантии независимости адвокатуры, с его точки зрения, способно ужесточение ответственности за любое давление на адвокатов и вмешательство в их профессиональную деятельность. Также автор исследования выступил за расширение возможностей обжалования: требуется упрощение и ускорение процедуры обжалования действий следователей и дознавателей на досудебных стадиях. Среди необходимых системных преобразований Дмитрий Мыльцын также назвал изменение критериев оценки работы правоохранительных органов и судов.