


Первая трансляция с улицы Советской, дом 47, велась на белорусском языке с помощью передатчика мощностью 1,2 киловатта и 75-метровой деревянной мачты всего-то полчаса. Сигнал принимался на расстоянии до 300 километров, передачу было слышно в Полоцке и Витебске.
При этом радио, которое уже скоро, в тридцатые годы, станет важнейшим и самым массовым СМИ в БССР, в середине двадцатых еще иронически недооценивали. В годы советской новой экономической политики от каждого нововведения ожидали прибыль, от радио же ожидались одни убытки. На радиовещание из Минска поначалу потратили значительную сумму в 25 тысяч тогдашних рублей, но при этом скептически оценивали перспективы советской пропаганды с помощью радио, считая, что дальше элементарной просветительской деятельности дело не двинется.
Не верили и в массовый охват населения радиопередачами с помощью приемников "Радиолина", которые стали устанавливать в белорусских райцентрах для коллективного прослушивания. В начальственных кабинетах полюбилась шутка из журнала "Крокодил" о радиовещании с телеграфных столбов: "Стоит стояка, на стояке висяка, а что она орет, никто не разберет".
А вот обычным советским гражданам, и белорусам в том числе, слушать радио очень понравилось. В развитие радиовещания в БССР стали вкладывать значительные средства, а с окончанием нэпа выяснилось, что лучшего средства для пропаганды советской власти, чем радиопередачи для широкой аудитории, нет. Газеты в довоенную пору читать могли далеко не все, а радио было доступно всем от мала до велика, даже неграмотным.
С 1928 года белорусское радио постепенно стало приходить и в общественные места, и в дома обычных граждан: началось внедрение проводной сети вещания. В сельских домах и в городском частном секторе в течение долгих десятилетий радио часто оставалось включенным с шести утра и до полуночи, от гимна до гимна: информация, тематические, литературные и музыкальные передачи усваивались параллельно ходу привычной жизни.
Качество звучания постоянно становилось лучше. В Колодищах под Минском возводили постоянно обновляемые радиопередающие станции, в 1933 году при Совнаркоме БССР появился Комитет радиофикации и радиовещания. На белорусском радио появилась возможность транслировать прямые эфиры с демонстраций и съездов, начал работу и сектор "Последних известий".
Десятилетия массового радиовещания приучили слушателей к тому, что эти самые "Последние известия" были на радио всегда. На самом деле их история на всесоюзном радио в Москве началась в 1932 году, на что не обратили внимания создатели известного фильма "Золотой теленок". Действие там развивается в 1930 году, а гражданин Корейко в исполнении Евгения Евстигнеева тащит свой чемодан с большими деньгами под бодрые голоса дикторов "Последних известий", чего в реальности никак не могло быть.
С каждым новым десятилетием поступь белорусского радио становилась все более четкой и уверенной. Еще до войны, в 1938 году, заработал минский Дом радио на улице Революционной, 3, в 1963-м вещание началось из нового Дома радио на Красной, дом 4. В годы Великой Отечественной войны из Москвы на коротких волнах начала работать радиостанция "Савецкая Беларусь", с началом освобождения белорусских земель в Гомеле в 1944 году радиостанция РВ-10 имени Совнаркома БССР вновь продолжила трансляции, переместившись вскоре в освобожденный Минск.
В 1960 году в БССР было объявлено о полной радиофикации, радио отныне было доступно в каждом доме, в семидесятых годах в городских квартирах стало внедряться трехпрограммное проводное вещание. Отныне белорусы уже не представляли своей жизни без радио. Если же оно было недоступно, писались "письма во власть", подобные послевоенному крику души жителя райцентра Дуниловичи Полоцкой области Л. Кухальского: "Уже второй месяц жители Дуниловичей не слушают радиопередач из Москвы, Минска. Надсмотрщик радиоузла Егор Иванов и его сотрудники додумались применить кое-что "новое" в вещании. Ремонтируя линию Воропаево - Дуниловичи, они продали часть столбов окрестным жителям за самогонку. И в нетрезвом виде, сидя на столбах, напевали "Тихо вокруг…"… Когда же жители Дуниловичей будут слушать радио?"
Профессионализма стало еще больше после того, как в 1964 году на факультете журналистики БГУ была создана кафедра теории и практики радиовещания и телевидения. Голоса знаменитых дикторов и ведущих были известны каждому жителю БССР - среди них выделялись люди разносторонне одаренные.
Многолетний диктор с довоенных времен Владимир Михайлович Юревич (1916-2005) стал известным детским писателем, с 1963 года он вел радиопередачу "Живое слово", просвещавшую массовую аудиторию в тонкостях белорусского языка. Пианист, выпускник Белорусской государственной консерватории Владимир Алексеевич Шелихин (1930-2002) с 1952 года работал диктором на радио, а затем и на белорусском телевидении, параллельно вел музыкальные передачи и концерты. Еще одним символом белорусского радиоэфира стал заслуженный артист БССР Илья Львович Курган, чья дикторская служба продолжалась более сорока лет - с 1949 по 1990 год.
Свое столетие белорусское радио встречает торжественно и разнообразно: к юбилею выпущена специальная почтовая марка, в Национальном историческом музее до конца марта 2026 года будет работать экспозиция "Внимание! Говорит Минск!"...
