В крупных городах самокаты становятся привычной частью общественного транспорта

Россияне, живущие в крупных городах, все больше привыкают к электросамокатам как к новому виду транспорта. Это подтверждают цифры. Так, с начала сезона и до сентября этого года в столице было совершено 59 миллионов поездок на электросамокатах. Это на 2 миллиона больше, чем за аналогичный период годом ранее. Похожая ситуация роста наблюдается практически во всех крупных городах.
Новые технологии не позволяют ездить вдвоем на одном самокате.
Новые технологии не позволяют ездить вдвоем на одном самокате. / РИА Новости

Но вместе с развитием нового вида транспорта увеличилось и количество травмоопасных ситуаций на дорогах. Однако эксперты уверены, что существующее на данный момент положение дел - "проблема роста", которая постепенно сойдет на нет при условии регулирования отрасли и формирования соответствующей культуры езды.

"Постепенно СИМ займут прочное место в системе городского транспорта, - уверен член Общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов. - Уже сейчас электросамокаты являются своеобразным приложением к традиционному городскому транспорту. По сути, это и есть тот элемент, который позволяет сделать бесшовной городскую транспортную инфраструктуру, связав подъезд городского дома с остановкой общественного транспорта или станцией метро".

По данным Московского проката, с января по сентябрь этого года количество ДТП с участием СИМ сократилось на 44 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (731 случай в этом году против 1309 в прошлом). Положительная динамика стала результатом системной работы по повышению безопасности поездок. В частности, была введена верификация через Mos ID, что позволило заблокировать 76 тысяч аккаунтов недобросовестных пользователей. Введен онлайн-контроль за ситуацией на дорогах, который позволил передавать необходимую информацию операторам СИМ, а те, в свою очередь, могли блокировать доступ в сервис злостным нарушителям ПДД.

Нормативное регулирование отрасли СИМ действует с марта 2023 года. В частности, были утверждены правила, устанавливающие приоритетность движения на дороге, введены ограничения скорости СИМ. Сами операторы кикшеринговых сервисов также принимают меры, способствующие повышению безопасности как своих пользователей, так и других участников дорожного движения. Например, внедрены механизмы, которые не позволяют слишком юным горожанам воспользоваться электросамокатами. Благодаря внедрению современных систем электросамокаты "научились" самостоятельно ограничивать скорость на определенных участках дорог и в зонах движения вместе с пешеходами. А одна из ведущих компаний в сфере кикшеринга разработала технологию для борьбы с ездой вдвоем на самокатах. Технология способна анализировать более 120 параметров движения, таких как угол наклона и разница в ускорении. Если умный алгоритм распознает парную езду, то электросамокат замедлится до 5 километров в час и не ускорится до тех пор, пока второй пассажир не сойдет с самоката.

"Развитие СИМ в городе - это всегда комплексная задача, - отмечает старший преподаватель кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления (ГУУ) Галина Ласточкина. - Это и создание инфраструктуры, и четкие правила пользования, и интеграция СИМ с общественным транспортом, и совместная работа с операторами, и, конечно же, воспитание культуры ответственного пользования. СИМ могут и должны стать неотъемлемой частью транспортной экосистемы больших городов". Главное сейчас - построить культуру пользования СИМ.