
Напомню, регулярный речной транспорт появился в Москве летом 2023 года. Его разработали с нуля в России специально для столицы - уникальные суда на электротяге и круглые причалы, способные заряжать батареи трамвайчиков. Поначалу открылся один маршрут "Киевский - Сердце Столицы". Спустя год его продлили до причала "Парк Фили". С сентября 2023-го суда ходят и по второму маршруту "ЗИЛ - Печатники". А 20 июня этого года появился третий - "Новоспасский - ЗИЛ".
Главная особенность речных маршрутов в том, что ходят они не для прогулок, а прежде всего в транспортных целях - как метро или автобусы. Только вместо дорог или рельсов используется река, которая разделяет Москву на две части. Популярность электросудов растет. Например, за время летней навигации они выполнили свыше 42 тысяч рейсов, что больше чем на 40 процентов превышает показатели прошлого года. Москвичи и туристы совершили на них миллион поездок: прирост к 2024 году на 15 процентов, приводят цифры в столичном департаменте транспорта.
Большое значение регулярных маршрутов для москвичей признают и эксперты. На днях этот транспорт стал лауреатом премии REFORUM Awards, которая проводится в рамках одноименного международного форума о трендах будущего. Электросуда победили в номинации "Прорыв в цифровой эволюции", рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
"Московский регулярный речной транспорт на электрическом ходу работает круглый год. Аналогов ему в мире до сих пор не существует. Наши электросуда полностью экологичны и безопасны, а также способны перевозить пассажиров даже зимой по мелкобитому льду. Инновационными стали и причалы. Некоторые из них могут заряжать суда во время стоянки", - подчеркнул он.
Зимой электросуда могут работать благодаря усиленному корпусу и ледовому классу "Лед-20". Когда Москва-река замерзает сильно, их обеспечивают ледокольным сопровождением, поэтому они продолжают ходить на всех маршрутах в любую погоду.
У электросудов много преимуществ: бесшумные, экологичные, с большими окнами, кондиционерами, туалетами и другими удобствами. Никакого запаха солярки, тесных коридоров и лестниц, вибрации и прочего. Причалы под стать - это плавучие круглые залы ожидания, где можно с комфортом подождать ближайшую "Синичку" или "Яузу". Да, у каждого трамвайчика есть имя - их дают по названиям малых московских рек.
Флот регулярных маршрутов постоянно пополняется. Только в этом году в город пришли еще 10 судов. Кроме того, в начале ноября из Перми в столицу доставили пять причалов. Сейчас специалисты приступили к их финальной сборке в Южном речном порту, а потом установят на маршрутах и запустят в работу. "Как и электросуда, причалы работают от электричества и не вредят экологии города. Четыре причала разместим на будущем 4-м регулярном речном маршруте, еще один станет частью 3-го маршрута "Новоспасский - ЗИЛ", - говорит Ликсутов.
В целом планируется, что до 2030 года в Москве будет семь речных регулярных маршрутов с 60 судами и 67 причалами.