
Цифры говорят сами за себя: если среди всех россиянок о запуске своего дела задумываются 36%, то среди женщин в декрете таких уже больше половины - 54%. Каждая вторая участница опроса заявила, что видит в предпринимательстве путь к самореализации и финансовой независимости.
"Проведенное исследование показало, что декретный отпуск стимулирует молодых мам на профессиональное развитие. Именно в этот период у женщины проявляется предпринимательский потенциал", - пояснила "РГ" генеральный директор Avon Россия Наталья Делло.
Почему так происходит? Декрет становится уникальным временем переоценки ценностей и поиска новых форматов работы, которые можно совмещать с материнством. Женщины активно ищут сферы для приложения сил. В топе предпринимательских интересов:
Причем женщины говорят, что ищут не вынужденную подработку, а стремятся к самореализации, большей самостоятельности и независимости.
Однако одного желания мало. На пути к собственному бизнесу женщины сталкиваются с серьезными внутренними и внешними барьерами. Главные враги - неуверенность в себе (47%) и страх перемен (37%).
Критическим фактором становится отсутствие поддержки. Каждая четвертая женщина в декрете отмечает, что ей не хватает поддержки близких. Они же более уязвимы к осуждению со стороны (17% против 9% у не находящихся в декрете).
"Поэтому нам особенно важнo развивать программы поддержки матерей, поддерживать их в желании развиваться на всех уровнях - дома, на работе и в обществе", - подчеркнула Наталья Делло.
Где же мамы находят силы и ресурсы? Важнейшим инструментом становятся сообщества в соцсетях. В них состоит почти половина (48%) женщин в декрете. Это не просто чаты для обмена впечатлениями, а площадки для получения знаний и связей. Респондентки отметили, что в таких социальных группах по интересам они получают не только эмоциональную поддержку, но и полезные контакты, практические идеи и навыки.
Это напрямую влияет на карьерные планы: среди участниц сообществ 67% точно готовы вернуться к работе после декрета, а среди тех, кто в них не состоит, - только 56%.
Не менее важную роль должен играть и работодатель. Женщины ждут от компаний не только финансовой помощи, но и возможностей для обучения (40%), программ карьерного роста и наставничества (31%). Однако здесь исследование фиксирует серьезный разрыв между ожиданиями и реальностью: программы обучения и медстраховку имеют лишь 36% опрошенных; карьерный рост и финансовую помощь - 31%; в каждой шестой компании вообще нет никаких программ поддержки.

А ведь инвестиции в лояльность "декретниц" окупаются. Цифры красноречивы: 62% мам, не получающих поддержку от работодателя, не готовы рекомендовать его как хорошее место работы. Среди тех, кого поддерживают, таких всего 28%.
Эти данные находят подтверждение и в других исследованиях. Так, опрос ВЦИОМ, проведенный в 2024 году, подтвердил, что россиянки и после рождения ребенка действительно хотят и планируют работать, но остро нуждаются в поддержке - как со стороны работодателей, так и государства.
При этом существует значительный разрыв между потребностью в поддержке и ее реальным получением. Об отсутствии какой-либо помощи со стороны работодателя в 2023 году заявили 50% опрошенных, а в 2024-м - уже 56%. Этот тренд особенно болезненно сказывается на работающих женщинах с детьми.
Что же конкретно нужно женщинам? Эксперты, опрошенные ВЦИОМ, указывают на ключевые направления.
Для наемных работниц критически важен гибкий формат работы. Как отмечает Наталья Москвитина, заместитель Председателя комиссии по демографии Общественной палаты РФ, проблема часто заключается в неготовности работодателей искать компромиссы по графику для семейных сотрудниц.
"Я бы отметила возможность удаленной работы для матери с детьми, чтобы она могла работать из дома, особенно это важно для многодетных", - пояснила Москвитина.
Александра Закирова, генеральный директор Ассоциации женщин-предпринимателей "Бизнес Леди", добавляет, что важны не только гибкий график и удаленный формат, но и доступ к менторству и профессиональному развитию.
"Стоит обратить внимание на создание безопасной и поддерживающей рабочей среды, где женщины могут открыто говорить о своих трудностях. Не менее важны программы по повышению финансовой грамотности и доступ к ресурсам для старта собственного дела", - уверена Закирова.
Для тех, кто хочет начать свое дело, необходима помощь в рамках государственных и общественных программ. По словам Александры Закировой, отсутствие поддержки со стороны работодателя часто становится толчком к началу предпринимательской деятельности, а те, кто только хочет открыть бизнес, могут рассчитывать на поддержку женских бизнес-сообществ, курсы, тренинги и нетворкинг.
Объединив данные двух исследований, можно прийти к очевидному выводу: современные матери в большинстве не хотят выбирать между семьей и профессиональным ростом. Декрет сегодня - это не пауза, а уникальный жизненный этап, когда переосмысливаются цели и рождаются новые амбициозные проекты. Запрос на самореализацию никуда не исчезает - он трансформируется. Задача общества, близких и работодателей - услышать этот запрос и помочь талантливым и энергичным мамам воплотить их предпринимательские и карьерные мечты в жизнь.