С запросом о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в КС обратилось правительство Магаданской области. Арбитражный суд постановил взыскать из бюджета региона в пользу ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго" около 900 миллионов рублей. И это решение должно было быть исполнено в трехмесячный срок. Но правительство области выплатило всего около 200 миллионов и полагает, что такое требование БК противоречит Конституции и ставит под угрозу гарантии выполнения пункта 7 статьи 75: обязательное соцстрахование, адресная соцподдержка граждан, индексация соцпособий и выплат.
Судебная практика по подобным делам противоречива, подчеркивается в обращении органа исполнительной власти. Кроме того, напомнил заявитель, КС в постановлении от 2005 года уже указывал, что вынесение подобных судебных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения с одной стороны и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций - с другой.
Судьи напомнили, что право каждого на защиту включает своевременное и полное исполнение решения суда. Но государство и входящие в его состав публично-правовые образования являются особыми субъектами исполнения судебных решений, поэтому для них предусмотрен специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов. Положения Бюджетного кодекса КС признал не противоречащими Конституции, поскольку суды обязаны учесть возможность наступления в конкретных социально-экономических условиях существенных негативных последствий для защищаемых Конституцией РФ и федеральными законами ценностей в случае перераспределения средств, необходимых для исполнения иных расходных обязательств.
- Будучи по своей природе безусловным вредом для конституционных ценностей, неисполнение судебного решения по обращению взыскания на средства бюджета должно быть при возникновении спора сопоставлено судом, - указал КС РФ, - с точки зрения значительности вреда и возможности предотвращения его иным образом с тем вредом, который мог бы быть причинен другим защищаемым Конституцией РФ и законами ценностям в случае перераспределения (направления) бюджетных средств на его исполнение.
Особо подчеркивается, что перераспределение бюджетных ассигнований или использование дополнительных поступлений в бюджет на другие цели, нежели исполнение судебного решения, не может быть доказательством незаконного бездействия властей в отношении судебного решения, если расходные обязательства, которым было отдано предпочтение, "являются с учетом конкретных социально-экономических условий жизненно необходимыми с точки зрения обеспечения интересов личности, общества и государства".
Интересы взыскателя в случае задержки исполнения судебного акта могут быть учтены посредством индексации присужденных судом денежных сумм.