Инновационный метод: Какая страховка есть у космонавтов в открытом космосе

В октябре этого года во время работы за бортом МКС космонавты Сергей Рыжиков и Алексей Зубрицкий успешно опробовали инновационный метод страховки - использование двух фалов переменной длины, сообщил "Роскосмос" в своем Telegram-канале.

Напомним, все передвижения в открытом космосе происходят исключительно при помощи рук: чтобы добраться до нужного места, космонавты пользуются страховочными тросами, которые цепляются за специальные поручни, расположенные снаружи орбитальной станции. Что напоминает? Подъем альпинистов в гору.

Как поясняют специалисты, традиционная схема страховки - это один фал постоянной длины, примерно 1 метр. Он предотвращает отход на большое расстояние. И есть еще один файл переменной длины - до 3 метров.

Важное правило за бортом, которое исполняется неукоснительно: космонавт всегда должен иметь две точки крепления. При перекреплении карабина он остается зафиксированным фалом и держится рукой. Это требование строго контролируется инструкторами с начала подготовки.

По словам экспертов, новый подход страховки дает существенные преимущества. С одной стороны, увеличивает зону перемещения более чем на 2 метра. С другой, сокращает время перехода между объектами на поверхности станции/

Нововведение прошло поэтапную проверку. Сначала его протестировали инструкторы на Земле, затем испытали космонавты в гидролаборатории. А теперь уже апробация на рабочем месте - в космосе.

Результат оказался успешным. Метод будет использоваться далее.

Между тем

60 лет назад, 18 марта 1965 года, космонавт Алексей Леонов первым в истории шагнул в открытый космос. Находился там всего 12 минут 9 секунд. Но эти минуты перевернули все представления о возможном и невозможном. Леонов покинул корабль через 1 час 35 минут после старта корабля "Восход-2". Выход начался на втором витке. "Внимание! Человек вышел в космическое пространство!" - эти ликующие слова командира Павла Беляева передали все радиостанции мира. "Картинка" парящего на фоне Земли советского космонавта транслировалась по всем телеканалам.

В открытом космосе Леонов удалялся от корабля на расстояние до 5,35 метра, чего потом с фалом не делал никто. Это был триумф отечественной космонавтики.

Позже установка для перемещения и маневрирования космонавтов за бортом в нашей стране разрабатывалась для станции "Мир" и корабля "Буран". Потенциально она позволяла космонавтам отдаляться от станции на 60 метров.

С виду это был обычный скафандр, сзади висел огромный ранец. Тогда средство космического передвижения получилось громоздким - почти 400 килограммов. Двигатели на сжатом воздухе могли обеспечить 6 часов автономной работы. Все системы были дублированы.

Первый действующий "звездный мотоцикл" для облета станции "Мир" испытали два Александра - Серебров и Викторенко. Члены экипажа корабля "Союза ТМ-8" . Произошло это в феврале 1990 года. Первым на мотоцикле "покатался" Александр Серебров - летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Почти 40 минут он управлял уникальным транспортным средством. Отрывался от станции и парковался к ней.

"Оказывается, в невесомости совсем другой коэффициент трения. Я должен был отлететь на 25 метров, а улетел на 30. В ЦУПе было напряжение жуткое: "Оторвется!" Чувствовал, хрустальная тишина стоит", - вспоминал Серебров.

Однажды из-за незакрепленного поручня он чуть было не улетел в открытый космос. Как рассказывал сам космонавт корреспонденту "РГ", спасло то, что он вовремя успел зацепиться.

По программе испытаний "спасателя" планировался всего один выход в открытый космос. Тот, который провел Серебров. О втором не шло и речи. Но космонавты рискнули и упросили ЦУП разрешить второй выход. Теперь мотоциклом управлял Александр Викторенко.

Поделиться