
С 1 марта 2026 года вступает в силу федеральный закон N 116-ФЗ, согласно которому к использованию в качестве легкового такси допускаются три категории транспортных средств. Это автомобили, набравшие достаточное количество баллов локализации (3200 баллов и более), произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных или изменившихся в период с 2022 по 2025 год, а также те авто, в отношении которых правительство РФ приняло согласие о допуске к использованию в качестве легкового такси.
Ранее минтранс опубликовал список из 22 моделей автомобилей, которые можно будет использовать в такси. В него вошли машины российских брендов и марок: Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, "Москвич" 3, 3е, -6, -8, а также машины иностранных брендов, которые собираются на территории России.
По данным доклада международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ) по итогам 2024 года, самой востребованной маркой в сфере частного извоза в России стала корейская Kia. В топ-3 вошли Lada и еще один корейский бренд - Hyundai. Популярны также автомобили Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
По закону самозанятые граждане, использующие собственные автомобили, не соответствующие новым требованиям, фактически лишаются возможности заработка в данной сфере.
Таксистов, зарегистрированных в качестве самозанятых, насчитывается около 540 тысяч человек, причем в основном они сосредоточены в малых и средних населенных пунктах. По данным исследования ВЦИОМ, более 50 процентов опрошенных граждан в населенных пунктах с численностью жителей до 950 тысяч человек подрабатывают в такси. При этом, уточняют авторы законопроекта в пояснительной записке к документу, "основная масса данных лиц использует транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности".
По экспертной оценке, подработка в такси приносит дополнительный ежемесячный доход в среднем около 45 тысяч рублей. В Аналитическом центре при Правительстве РФ подсчитали, что объем выпадающих доходов водителей из-за новых ограничений составит до 289 миллиардов рублей. Более того, по оценкам НИУ "Высшая школа экономики", такие меры также приведут к снижению налоговых поступлений в бюджет в размере 25,4 миллиарда рублей в год.
"В целях обеспечения поэтапного и сбалансированного перехода к требованиям локализации законопроектом предлагается предусмотреть до 1 января 2033 года ежегодную квоту в размере двадцати пяти процентов от общего количества записей в региональном реестре легковых такси для физических лиц, которые не соответствуют требованиям закона о локализации автомобилей в такси, если транспортное средство принадлежит им на праве собственности в течение как минимум 6 месяцев", - предлагают авторы законопроекта.
Минтранс при этом может устанавливать свои квоты, но должен будет информировать о них ежегодно не позднее 20 января, а в отношении 2026 года - не позднее 1 марта 2026 года. Такая инициатива позволит, по данным ВШЭ, сохранить налоговые поступления совокупно в размере до 76,2 миллиарда рублей за три прогнозных года.
Главное условие попадания в квоту для самозанятого таксиста на личном автомобиле - право собственности на машину должно действовать не менее полугода. По регламенту Госдумы законопроект все равно не успеют принять до 1 марта 2026 года, так как обычно на прохождение любого закона через все необходимые инстанции уходит около полугода, считает руководитель Центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. В предыдущем законе о такси был такой механизм, напоминает эксперт.
"У субъектов РФ было право вводить квотирование разрешений. И за 12 лет действия предыдущего закона только один субъект, Вологодская область, это квотирование вводил. Тогда из подобной инициативы ничего не получилось. И в итоге положительной практики введения квотирования в части такси не существует", - отметил он.
Что касается размера квоты в 25 процентов, то неясна причина появления именно этой цифры. "Вполне возможно, что необходимо было указать какой-то порог для начала обсуждения", - резюмирует эксперт.
Платформы онлайн-такси обязаны проверять уровень локализации каждой подключаемой машины. Если автомобиль не соответствует установленным требованиям, его отключают от системы. За нарушения предусмотрены санкции: сервис может временно лишиться возможности распределять заказы в конкретном регионе.
Для агрегаторов этот закон - не только техническая задача, но и риск сокращения числа активных водителей. Если значительная часть парка не пройдет проверку, это снизит доступность машин и увеличит время подачи. Чтобы смягчить последствия, сервисы запускают программы обновления автопарка: субсидии, трейд-ин, аренду с последующим выкупом. Такие меры особенно актуальны для водителей, которые выбирают подходящие модели автомобилей под новые требования рынка.
Среди автопарков в зону риска попадают небольшие региональные организации, у которых большинство автомобилей не подходят под новые требования законодательства. Эксперты отмечают, что при нынешних кредитных ставках многие из этих автопарков просто не смогут закупить достаточное количество подходящих машин.