
Открыл "Конкордию" дирижер Мариинского театра, русский американец Кристиан Кнапп: маэстро, который занят в Мариинке 24/7, ведь в его репертуаре 100 опер (!) - чуть ли не вся гигантская афиша театра. И все-таки он иногда выбирается "из ямы", и его нечастые симфонические выступления эксклюзивны и нетривиальны. Вот и в данном случае программа была составлена с особым тщанием: Кристиан сыграл родную для него американскую музыку (сюиту "Весна в Аппалачах" Копленда, "Рапсодию в стиле блюз" Гершвина, Симфонические танцы из мюзикла "Вестсайдская история" Бернстайна) плюс музыку балета Стравинского "Игра в карты", написанного в американский период (1937). Об этом концерте и ближайших планах Кристиан подробно рассказал "Российской газете".
На открытии "Конкордии" вы, по сути, нарисовали музыкальный портрет Америки 1920-1950-х годов ХХ века. Репертуар выбирали сами?
Кристиан Кнапп: Нет, вместе с продюсером фестиваля Алексеем Пилюгиным. Идея состояла в том, чтобы программа устанавливала некий мост между США и Россией или, шире, Восточной Европой. Ведь все перечисленные композиторы - дети выходцев из Российской империи. Например, дед Гершвина по отцовской линии родом из Одессы, жил в Санкт-Петербурге, петербурженкой была и мать композитора. Бернстайн - сын эмигрантов из Ровно, любил русскую музыку и русских музыкантов, приезжал в СССР в 1950-е и 1980-е годы. А родители Копленда до переезда в Америку жили в Литве, тоже входившей в Российскую империю. Так что эта история о том, что все американцы иммигранты на самом деле.
Мы с Алексеем обсуждали проект в Москве еще год назад, кое-что за это время в нем поменялось. Например, мы хотели включить другое произведение Бернстайна - не популярную "Вестсайдскую историю", а более редко исполняемую Вторую симфонию "Век тревог" (The Age of Anxiety, 1949). Там очень важную роль играет фортепиано. Но найти пианиста оказалось практически невозможно.
Интересно, почему?
Кристиан Кнапп: Партия фортепиано уж очень сложная. По сути, это симфония-концерт. Пианист должен заниматься очень много, готовиться так же, как к исполнению виртуозного концерта, а произведение в России почти не звучит, и учить ради одного раза вряд ли кто-то будет. В США эту симфонию, конечно, играют чаще, но пригласить оттуда исполнителей сейчас очень сложно.

Подумайте о лауреате конкурса Чайковского Энджеле Вонге, он наполовину американец, но больше живет и выступает в России. Мне кажется, если он выучит Вторую симфонию Бернстайна, она может стать его визитной карточкой, и с ним ее дирижеры будут играть. Тем более будет здорово услышать ваш тандем - русских американцев.
Кристиан Кнапп: Это интересное предложение, тем более что мы не оставляем идеи исполнить эту симфонию в России. А вообще, возвращаясь к программе открытия фестиваля "Конкордия", я очень хотел бы повторить ее в Москве.
Понимаете, я уже 14 лет живу в России, и за это время, как ни удивительно, крайне редко играл американскую музыку. Когда жил в США, конечно, все было иначе, и, например, будучи ассистентом-дирижером оркестров Сиэтла и Лос-Анжелеса, я все эти произведения дирижировал часто-часто: американские оркестры знают их хорошо, для них это такая же хрестоматийная классика, как для российских - симфонии Чайковского. Поэтому мне эта программа, исполненная сейчас в Казани, особенно дорога, интересна, волнующа, скажу больше: когда мы начали играть "Весну в Аппалачах" Копленда, я почувствовал мурашки по коже. В этой музыке такой красивый идеализм, в ней выражено то, какой Америка может и должна быть.
"Страной мечты"?
Кристиан Кнапп: Да. Кстати, интересно, что казанский оркестр уже играл "Весну в Аппалачах", как и "Вестсайдскую историю", и "Рапсодию в стиле блюз". Для них премьерой стала, как ни странно, музыка русского композитора Стравинского, его балет "Игра в карты".
Да, любопытно. Кстати, вы ведь с Госоркестром Татарстана встречаетесь уже в шестой раз: с вашего первого совместного выступления прошло несколько лет. Какую вы видите динамику в коллективе, что изменилось?
Кристиан Кнапп: Коллектив прекрасный, это давно всем известно, но важно, что он продолжает расти. На этот раз меня особенно порадовали духовые инструменты, звук их стал еще лучше, чем раньше. Группа теперь звучит более слитно, богато, соединяясь в такой "духовой хор". И, конечно, очень сильные струнные. Ну вот, скажем, "Игру в карты" оркестр не знал, но как-то быстро собрался, моментально освоил эту партитуру. Шлю им низкий поклон. Вот так я бы сказал.
Кстати, в "Рапсодии" Гершвина солировала молодая пианистка Ева Геворгян. Вы играли с ней раньше?
Кристиан Кнапп: Да, причем впервые мы встретились именно в Казани, на той же самой сцене Концертного зала имени Сайдашева два года назад. Это был другой фестиваль Госоркестра Татарстана - "Белая сирень" имени Рахманинова, и мы сыграли тогда рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини. А недавно выступили с Евой в Концертном зале Мариинского театра - она солировала в концерте Равеля "Ночи в садах Испании". И уже тогда знали, что снова встретимся в Казани, сыграем Гершвина.

Вам комфортно с ней выступать?
Кристиан Кнапп: Да, очень. Она знает оркестр, понимает, слушает его, не пытается сделать что-то безумное и неожиданное, хотя у нее и есть свои, очень конкретные музыкальные идеи.
Ну, она же дирижированием занимается, поэтому оркестр - это тоже ее "инструмент".
Кристиан Кнапп: Да. Я даже пошутил, что, если бы дали еще одну репетицию, они могли бы обойтись без меня.
Но ведь Ева не дирижировала на этом концерте…
Кристиан Кнапп: Нет, но я ощутил, что она бы смогла. Рапсодию Гершвина иногда играют без дирижера, и тогда дирижирует сам пианист. Есть даже две записи Леонарда Бернстайна с оркестрами Los Angeles Philharmonic и New York Philharmonic: он там и солист, и дирижер…

Кристиан, у вас складывается необычный ноябрь: в кои веки вы так надолго покидаете Мариинский театр - сначала на несколько дней уехали в Казань, затем почти полмесяца пробудете в Москве, а в конце месяца предстоит премьера оперы Чайковского "Орлеанская дева" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где вы дирижер-постановщик. Знаю, что вы мечтали добавить это название в вашу личную репертуарную копилку, в вашу оперную сотню...
Кристиан Кнапп: Да, она мне очень интересна. Там много отголосков "Онегина", предчувствий "Пиковой дамы", "Иоланты". Ну и ее очень давно хотел поставить главный режиссер театра Александр Титель, так что тут наши желания совпали.
А вы с ним впервые работаете?
Кристиан Кнапп: Да, и это невероятно интересно. Он не произносит слов: "Иди направо, стой, возьми меч". Так бывает на репетициях часто, но только не у Тителя. У него философский взгляд на все: например, на одной из репетиций мы говорили о вере, а это важнейшая тема "Орлеанской девы". Был разговор про Авраама, Исаака и жертвоприношении, обсуждали и стихи Пастернака. Он очень эрудированный, образованный человек. А представляете, мне-то как интересно? Я же учился не только на пианиста и дирижера, но получил еще и диплом философа (в университете Тафтса, штат Массачусетс. - Прим."РГ").
Поэтому мне очень нравится эта работа. Это будет историческая постановка, выражающая прежде всего идеи самого Чайковского, правда, есть нюанс: необычная сценография. Сцена превратится в огромную лестницу, которая начинается почти от самой оркестровой ямы и идет вглубь и ввысь, именно на ней все и происходит.
Это, конечно, уникальная идея, и, хотя для артистов она непроста, тем интереснее посмотреть, как все получится. Ждем премьеру 28 ноября и желаем вам удачи!
Кристиан Кнапп: Спасибо!