Дума решает проблему дефицита кадров в медицине

Госдума запустила масштабную реформу системы подготовки медицинских кадров, приняв в третьем чтении законопроект, который изменит стартовые условия карьеры для десятков тысяч будущих врачей. Ее суть - введение обязательной отработки в государственных и муниципальных медучреждениях для выпускников медвузов и института наставничества. По словам первого зампреда комитета Госдумы по охране здоровья Бадмы Башанкаева, речь о том, чтобы они проходили допобучение у постели больного, получая при этом зарпату. Этот шаг, по замыслу инициаторов, должен решить острейшую ситуацию с дефицитом кадров в медицине.
Выпускников медицинских вузов с хорошими знаниями и навыками пациенты ждут во всех регионах страны.
Выпускников медицинских вузов с хорошими знаниями и навыками пациенты ждут во всех регионах страны. / РИА Новости

Диагноз: кадровый кризис

Статистика Минздрава России красноречива сама по себе: дефицит врачей в стране - около 23 тысяч человек, а среднего медперсонала - 63 тысячи. Ежегодно госсистема теряет до 35 процентов выпускников медицинских вузов и 40 процентов выпускников колледжей. Они либо не идут работать по специальности, либо выбирают коммерческий сектор, минуя перегруженные муниципальные поликлиники и больницы. Для "закрепления" специалистов и разработан пакет поправок. Ключевых нововведений - три.

Первое: выпускник обязан в течение года после окончания вуза или колледжа устроиться в медучреждение, выполняющее программу бесплатной медпомощи в рамках госгарантий, и отработать в нем до трех лет.

Второе - совершенствование института целевого обучения, которое будет распространяться только на программы ординатуры.

Третье - система наставничества. Трехлетний период работы будет проходить под руководством опытных наставников, что, по идее, должно помочь в адаптации и совершенствовании практических навыков. Таким образом, государство, по сути, возвращает элементы советской системы распределения, модернизировав ее под современные рыночные реалии и дополнив финансовыми санкциями.

Аргументы "за"

Сторонники законопроекта, среди которых ключевые представители медицинского образовательного сообщества и законодательной власти, видят в нем вынужденную, но необходимую меру.

Ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко обозначил позицию четко: новые меры призваны "выравнять кадровое обеспечение регионов и укрепить принцип социальной ответственности выпускника". Государство инвестирует в студента, а тот, в свою очередь, обязуется вернуть долг трудом там, где его помощь нужнее всего - в первичном звене здравоохранения.

Успех реформы будет зависеть от того, будут ли молодым врачам предложены не только обязательства, но и перспективы

Генеральный директор компании "Леккер" Владимир Денисов, имеющий опыт обучения в Военно-медицинской академии, отмечает, что "в системе распределения нет ничего плохого". По его мнению, она обеспечит гарантированное место работы для молодого специалиста и равномерное распределение кадров, что особенно актуально для удаленных от столиц регионов, где кадровый голод ощущается наиболее остро.

Аргументы "против"

Однако у инициативы есть и многочисленные критики, которые указывают, что закон бьет по следствиям, а не по причинам проблемы. Татьяна Петрова - руководитель детского отделения стоматологической клиники New Iceberg называет законопроект "шагом вынужденным и с какой-то стороны логичным, но не являющимся панацеей".

Главный риск, который она видит, это принудительный характер отработки без параллельного решения системных проблем.

"Без улучшения условий труда, мотивации, карьерного роста обязательная отработка может привести к тому, что молодые специалисты либо уйдут сразу после отработки, либо вовсе не пойдут учиться на врача", - предупреждает эксперт.

Она указывает на ключевые болевые точки госсектора: низкие зарплаты, устаревшее оборудование, бюрократическая нагрузка и нехватка современных материалов, которые зачастую вынуждают врачей работать так, "как можем", а не так, как требует медицинская ситуация.

Владимир Денисов добавляет к минусам психологический фактор: "Распределение не закалит, а скорее сломает современную молодежь. Ведь, по сути, у них отбирают право выбора". Кроме того, он указывает на потенциальную коррупционную составляющую - возможность откупиться от распределения в нежелательный регион.

Определить перспективы

Закон, который может вступить в силу 1 марта 2026 года, несомненно, окажет значительное влияние на медицинское сообщество. С одной стороны, он способен стать мощным инструментом для заполнения многолетних вакансий в регионах и дать молодым специалистам бесценный, хоть и обязательный, опыт. С другой стороны, существует реальная опасность эффекта бумеранга.

Жесткие меры могут отпугнуть мотивированных и талантливых абитуриентов, для которых свобода выбора места работы является ключевым фактором. Это может привести к кадровой яме: снижению конкурса в медицинские вузы и оттоку тех, кто не готов мириться с таким трудоустройством.

Успех реформы будет зависеть от того, будут ли молодым врачам предложены не только обязательства, но и перспективы. Улучшение материально-технической базы поликлиник, достойный уровень оплаты труда, эффективная система наставничества и четкие карьерные лифты - вот комплекс мер, который должен идти в связке с обязательной отработкой. В противном случае трехлетняя служба рискует превратиться для многих в формальное отбывание повинности, после которой последует массовый исход из государственной медицины, что может усугубить кризис еще сильнее.

Получается, что законопроект - это не окончательное решение проблем, а лишь первый, хоть и резкий, шаг в длительном процессе оздоровления всей системы отечественного здравоохранения.

Его итоги станут ясны лишь через несколько лет после вступления в силу, но уже сегодня ясно, что судьба российского врача и пациента в значительной степени зависит от того, насколько сбалансированным окажется этот непростой симбиоз долга и возможностей.

Тем временем

Более 44 тысяч абитуриентов зачислены в российские вузы по целевому приему в рамках кампании 2025/26 учебного года. Абсолютным лидером по популярности стала сфера здравоохранения: на специальности "Лечебное дело" и "Педиатрия" пришлось 37 процентов от целевого приема.

В 2024 году на медицинские направления подавалось каждое второе заявление на целевое поступление.