Биометрические технологии хотят внедрить во всех подземках России. Оплатить проезд улыбкой уже можно в метро Москвы, Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Самары. Теперь на очереди Северная столица.
Испытывать новый способ оплаты в Санкт-Петербурге начали с декабря 2024 года на станциях "Гостиный двор" и "Площадь Восстания". С 4 марта 2025 года биометрия заработала там полноценно. Позже к тестированию системы подключились станции "Приморская" и "Новочеркасская". Оценивается скорость работы, надежность и отказоустойчивость. Чтобы пользоваться специальными турникетами, нужна зарегистрированная биометрия в Единой биометрической системе (ЕБС), к ней можно привязать карту любого банка. Контур лица, снятый для оплаты поездок в метро, не получится использовать для других целей.
Пассажирам обещают, что оплата проезда в метро с помощью новой системы станет еще и выгодной. В январе ее разработчик - глава Центра биометрических технологий Владислав Поволоцкий заявил, что для пользователей биометрии предусмотрят скидки.
Однако эксперты не уверены, что технология поможет ускорить пассажиропоток в метро. - Оплата по биометрии может даже замедлить трафик. Дело в том, что у транспортной карты "Подорожник" работает система офлайн-транзакций. А у банковских карт - система онлайн-транзакций. При оплате поездки в метро по банковской карте можно заметить, что турникет реагирует либо долго, либо деньги списываются где-то в течение часа после оплаты. Фиксируется факт оплаты, по нему и происходит списание денег. Это сделано, чтобы не создавать очереди возле турникетов. Но я не знаю, как будет реализована оплата поездки постфактум по биометрии, - комментирует транспортный аналитик Владислав Булгаков.
Наибольшую ценность внедрения оплаты по биометрии в подземке эксперт видит в усилении безопасности внутри метрополитена. Но сама возможность оплаты позволяет скорее окупить эти вложения.
Систему оплаты проезда по биометрии Москва начала тестировать осенью 2019 года на нескольких станциях метро. Сейчас российская столица - лидер по количеству видов транспорта, проезд в которых можно оплатить с помощью биометрии. Face Pay работает на всех станциях метро, МЦК, МЦД, "Аэроэкспрессе" и регулярном речном транспорте. Этим способом оплаты пользуются более 400 тысяч пассажиров, а каждый рабочий день по биометрии совершают более 160 тысячи проходов. Как не раз заявлял заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, внедрение новых технологий - это не блажь властей города, а улучшение качества жизни горожан, безопасность и скорость платежей. Его нельзя расшифровать обратно в изображение лица или связать с конкретным человеком. Нельзя потерять, как транспортную или банковскую карты. Время прохода занимает считаные секунды, не создавая очередей. Кроме этого, оплата по биометрии еще и самый выгодный способ оплаты проезда: цена одной поездки составляет всего 63 рубля.
Подготовила Ирина Огилько