В Сибири наладили выпуск оборудования на замену импортному

Машиностроение - одна из ключевых отраслей, от которой во многом зависит успех достижения технологического суверенитета страны. Отсюда и пристальное внимание к этому сектору, и желание поделиться его последними достижениями. Корреспондент "РГ" побывала на омских предприятиях, сделавших ставку на импортозамещение.
Омские машиностроительные предприятия осваивают выпуск технологичной продукции для разных отраслей, чтобы не зависеть от импорта.
Омские машиностроительные предприятия осваивают выпуск технологичной продукции для разных отраслей, чтобы не зависеть от импорта. / Светлана Сибина

Сегодня у всех на слуху омские космические ракеты, танки, двигатели, приборы. Но местное отделение Союза машиностроителей России решило показать журналистам другие предприятия, деятельность которых акцентирована на собственное производство, инновации и импортозамещение. Введенные Западом санкции оказались им только на руку - дали возможность нового роста. Средняя зарплата выросла до 100 тысяч рублей. А участие в федеральном проекте "Производительность труда" помогло избавиться от производственных издержек.

Первая проходная пропускает нас на территорию научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта ("НИИТКД"). Нам предстоит пройти через пять цехов, увидеть весь производственный цикл, начиная от проекта, сборки оборудования и заканчивая диагностикой готового изделия и сервисом.

Даже не верится, что деятельность этого большого предприятия начиналась с кооператива, созданного по инициативе ученых Омского университета путей сообщения.

"Лучшие идеи, наработки, теоретический опыт вылились в создание уникальных комплексов, техники и технологий, востребованных не только отечественными, но и зарубежными предприятиями. Причем речь идет не о серийном производстве, а создании нестандартных решений по заданию заказчика: с точными размерами, функционалом, допусками", - поясняет коммерческий директор НИИТКД Виктор Шефер.

В просторных светлых и чистых цехах трудятся люди, одетые в униформу. Большинство работает с пультами, позволяющими запускать тот или иной процесс, в том числе и станки с ЧПУ. Одно из основных направлений производства - создание бортовых систем, аналогичных автомобильным, только для локомотивов. Во время движения поезда умная электроника считывает все параметры, и в режиме реального времени передает их на центральный сервер. Это помогает не только следить за состоянием техники, но и экономить топливо.

"До внедрения бортовых систем расходы РЖД были колоссальными, в том числе из-за хищений. Теперь это стало в принципе невозможно. Датчики улавливают любое нестандартное изменение, подают соответствующий сигнал. В результате расход топлива сократился наполовину", - поясняет начальник профильного участка Кирилл Гмызин.

Современное диагностическое оборудование, которое собирают омичи по собственным запатентованным технологиям, позволяет также экономить расход деталей и узлов. Если раньше их замену производили по графику, то теперь - по мере износа. А десять лет назад здесь открылся учебный центр, который готовит для отрасли профильных специалистов по программам повышения квалификации.

Диагностическое оборудование, которое собирают омичи, позволяет железнодорожникам экономить расход деталей и узлов локомотивов

По словам экспертов, оборудование, которое производит институт, едва ли не полностью обеспечивает потребности отрасли. Он также сотрудничает с Казахстаном, Киргизией, Беларусью, африканскими странами, железнодорожные составы которых управляются российскими локомотивами.

Еще одно производственное объединение, без продукции которого не обходятся разрезы добывающих компаний и крупные стройки, - "ВЭЛТА". За последнюю пятилетку предприятие по площадям и штату выросло на порядок. Здесь также делают ставку на выпуск продукции под собственной маркой. Да и комплектующие на 90 процентов - российского производства. Правда, станки все еще приходится закупать за границей, прежде - в Европе, теперь - в Китае.

Офисы, лаборатории, цеха объединения выглядят суперсовременно. И там очень много молодежи. Если кинематографисты захотят снять фильм с заводским сюжетом, им - сюда.

Под жужжание станков лазерной и плазменной резки, стук координатных прессов здесь создают широкую линейку отечественного оборудования. В первую очередь обращают на себя внимание комплектные трансформаторные подстанции, которые, в зависимости от спектра решаемых задач, могут быть и относительно компактными, а могут вырасти до 30-метрового блочного здания с комфортным офисом для обслуживающего персонала.

"Основная продукция сейчас идет на Дальний Восток, в северные районы страны, где разворачиваются стратегические стройки, которым требуются установки для приема и распределения энергии. И вообще, где нужна энергия, там мы", - улыбается замдиректора по производству Андрей Жолудев.

Далее экскурсантов встречает еще одно предприятие, чье название - "Сибгазстройдеталь" - говорит о широкой линейке технологий. На площади в десять гектаров расположились восемь цехов - от кузнечно-прессового до участков высокоточной лазерной и гидроабразивной резки.

Ключевая специализация омского производства - оборудование и комплектующие для обустройства магистральных и технологических трубопроводов. Завод участвует в реализации крупнейших стратегических проектов, включая строительство газопровода "Сила Сибири". Ассортимент продукции предприятия составляют четыре тысячи позиций.

"Отправляем продукцию не только на российские станции, но и в Турцию, Египет, Бангладеш. Недавно сделали первую отгрузку для ледокола "Прорыв". В рамках программы импортозамещения наладили выпуск насосов для атомных электростанций. Раньше их приобретали на Украине, теперь делаем сами", - поясняет руководитель завода Евгений Кравченко.

Только что здесь открылся малярный цех, на очереди - участок по выпуску блоков для атомных электростанций. Но самое ценное - это люди. Квалифицированные работники - в цене. Сварщики, к примеру, зарабатывают до 350 тысяч рублей в месяц. Однако, как и другие омские предприятия, завод испытывает дефицит специалистов рабочих профессий. На сегодняшний день 80 мест остаются вакантными.

Впрочем, несмотря на кадровые сложности, посещение омских заводов вселяет уверенность в том, что российское машиностроение готово обеспечить экономику необходимым оборудованием.

Кстати

В этом году в омских вузах вырос интерес к инженерным специальностям. На 39 процентов больше, чем год назад, подано заявлений в политехнический институт, на 22 единицы поднялся проходной балл. Наполовину вырос спрос в университете путей сообщения, на 15 процентов - в государственном университете имени Достоевского. В аграрном и автодорожном университетах - аналогичная ситуация.