
"Иммерсивные технологии (от англ. immerse - "погружаться") - это совокупность как самих технологий, так и методов обучения, которые помогают максимально приблизить обучающегося к "живой ситуации" в процессе освоения дисциплины, - поясняет Екатерина Воропаева, ведущий методолог образовательных проектов и преподаватель "Академии Слетать.ру". - Это могут быть технологии, позволяющие вести дискуссии с ИИ. Или образовательные тренажеры с виртуальной (VR ) и дополненной реальностью".
Сегодня наиболее активно иммерсивные технологии внедряются в профессиональном и высшем образовании, отмечает заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Виктор Шабельник. Он приводит в пример виртуальные медицинские технологии, где будущие врачи оттачивают навыки и учатся принимать решение, находясь в VR среде. Аналогичные подходы есть и в инженерных специальностях, где обучающиеся управляют сложными механизмами и отрабатывают аварийные ситуации.
Тренажеры используются там, где есть риск для жизни: это медицинские операции, работа с опасным оборудованием на производстве, действия при авариях, поясняет Артем Егоров, руководитель лаборатории иммерсивных технологий в образовании Школы управления "Сколково".
"Отрабатывается мышечная память в безопасной среде, без угрозы реальным людям. Врачи тренируются на виртуальных операциях сотни раз, прежде чем подойти к настоящему пациенту. Психологи проводят сеансы с ИИ-пациентами в виртуальной обстановке, накапливая опыт на тысячах разных кейсов", - рассказывает Артем Егоров.
Одно из самых интересных направлений - использование иммерсивных технологий и ИИ в роли собеседника. Такие технологии уже внедряются во многих школах иностранных языков, когда ИИ-ассистент помогает студенту в изучении языка, выступая и в роли учителя, и в роли простого собеседника для активации речевого потенциала студента на иностранном языке, отмечает Екатерина Воропаева.
Диалоги с ИИ - это для многих решение так называемого языкового барьера при освоении иностранных языков. И в целом проблемы стеснения, когда не освоивший материал ученик боится задать уточняющие вопросы. "Одной из проблем было то, что студенты стеснялись казаться глупыми и не задавали вопросы по тем темам, с которыми сталкивались. При этом известно, что с ИИ у людей таких барьеров нет - они смело идут к нему за помощью", - рассказывает Максим Куличенко, руководитель команды в сфере ИИ в компании TripleTen.
Применение ИИ позволяет обеспечить персональный подход в обучении. Алгоритмы анализируют темп и стиль обучения каждого ребенка, подбирая индивидуальные траектории и материалы, говорит Святослав Смирнов, руководитель подразделения "К2 НейроТех". Кроме того, ИИ лежит в основе адаптивного обучения, когда платформы в реальном времени подстраивают сложность заданий под успехи ученика, а также используется для создания интерактивного контента - генерации задач, симуляторов и виртуальных лабораторий.
В целом эксперты обращают внимание на то, что консервативные методы преподавания постепенно уходят в прошлое. "Еще недавно считалось, что аутентичные кембриджские и оксфордские курсы - эталон качества, но сегодня они постепенно утрачивают свою актуальность, - констатирует Лариса Микаллеф, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ. - Современные педагоги уже создают собственные курсы и учебники с помощью инструментов искусственного интеллекта, и эти материалы не уступают зарубежным аналогам ни по качеству, ни по разнообразию".
Сегодня мировые разработчики программного обеспечения сосредоточены на создании новых иммерсивных решений на базе ИИ. "Появился режим обучения (study mode), где ты не просто получаешь готовый ответ, а разбираешь тему через систему заданий. Это работает для любых навыков, которые понятно описаны человечеством: дизайн, финансовая грамотность, маркетинг, работа с данными", - рассказывает Артем Егоров.
Российские университеты и компании тоже активно создают свои решения в области ИИ, отмечает Виктор Шабельник. По его словам, рождение таких инноваций именно внутри университета позволяет ориентировать продукт на образовательную среду, а не на коммерцию.
Отечественные иммерсивные технологии для обучения носят уже не единичный характер. "В России есть свои игроки, например, стартап из Санкт-Петербурга создает VR-тренажеры для обучения сотрудников общению с клиентами, ведению переговоров, тренирует диалоги на английском, - отмечает Артур Кольцов, сооснователь маркетплейса нейросетей Chad AI. - Одна из крупнейших компаний запустила инструменты для учителей: нейроквизы, где ИИ сам создает тесты из учебного материала за минуты, нейродетектор, который видит, когда ученик переборщил с помощью ИИ, а также помощника по информатике, который объясняет сложные темы".
Отечественные продукты есть и на рынке медобразования. "Например, VR-тренажеры для обучения хирургов и медсестер, - рассказывает Кирилл Пшинник, сооснователь и гендиректор университета Zerocoder. - Рейтинг российских ИИ-стартапов в здравоохранении включает множество разработчиков нейросетевых решений для медицины, и все они работают на диагностику и обучения на базе ИИ".
Большинство экспертов считают, что традиционные форматы обучения никуда не денутся. Как и преподаватели не останутся без работы. При этом иммерсивные технологии сделают качество обучения выше, а знания учеников - глубже.