Спикер Госдумы Вячеслав Володин подчеркивает: за последние годы рынок безалкогольных напитков стремительно растет, и покупателями становятся не только взрослые. "По оценкам экспертов, в возрасте 10-13 лет употребляют безалкогольное пиво и вино около 6% детей, в 16-17 лет - порядка 21%. То есть каждый пятый", - отмечает он в своем Telegram-канале. По словам Володина, проблема недооценивается: "Это не безобидный лимонад или сок, как может показаться на первый взгляд".
Главная претензия - в возможных поведенческих последствиях. Врачи, на которых ссылается председатель Госдумы, предупреждают: употребление несовершеннолетними безалкогольных аналогов может способствовать формированию пристрастия к вкусу алкогольных напитков, развитию ритуалов взрослого поведения и нездорового интереса к алкоголю. "Все это пагубно влияет на психику детей и несет опасность для их здоровья", - подчеркивает Володин.
В этой связи в парламенте обсуждают возможное введение ограничений на продажу несовершеннолетним продукции, имитирующей алкоголь.
Идея ограничить доступ подростков к безалкогольному пиву и вину в Госдуме звучит не впервые. Так, один из законопроектов, внесенных ранее, предлагает обязать продавцов проверять документы покупателя - по аналогии с обычным алкоголем. То есть фактически речь идет о запрете реализации таких напитков несовершеннолетним.
Не менее активно обсуждаются меры в сфере рекламы. "Справедливая Россия - За правду" предложила полностью запретить продвижение безалкогольного пива, видя в нем "пропаганду алкогольных брендов". Еще один документ предполагает приравнять рекламу "нулевок" к обычному алкоголю: ограничить время показа, содержание роликов и ввести обязательные предупреждения.
В мире запреты продаж для безалкогольного пива или вина встречаются редко - чаще ограничения касаются маркетинга или маркировки. Отдельные страны с полным запретом алкоголя (например, Кувейт) исторически ограничивали и безалкогольные аналоги. А, например, в Катаре во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2022 году продажа алкогольных напитков была сосредоточена только в фан-зонах. Ограничения не распространялись на безалкогольные напитки. В Турции действует жесткий запрет на продвижение алкогольных напитков, который фактически распространяется и на безалкогольные версии известных брендов. В Великобритании и ЕС в последние годы обновили рекламные стандарты, ужесточив требования к продуктам категории с низким содержанием алкоголя или вовсе безалкогольным, чтобы они не ориентировались на несовершеннолетних.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин видит корень проблемы в социальных практиках: "Тема, которую затронул Володин, - вовлечение в потребления алкоголя детей - самая основная в антиалкогольных мероприятиях", - считает он.
Но, по его мнению, запреты продаж безалкогольного пива или вина - это уже следствие, а причина - распространенная практика участия детей в застольях взрослых. Как раз с этим нужно бороться, считает эксперт. "Нужно по максимуму изолировать детей от участия в застольях взрослых. Когда они видят выпивающих родителей с веселыми друзьями, это невольно вовлекает их в процесс", - говорит он. Шапкин убежден, что запреты будут малоэффективны: "Запрет продаж безалкогольного алкоголя - это как запрет продажи пепельниц для борьбы с курением".
По его словам, безалкогольные имитаторы - все-таки напитки для взрослых, не желающих или не имеющих возможности пить алкоголь на застольях (например, когда нужно садиться за руль). А подростки их практически не покупают.
Если уж какие-то напитки и запрещать, то, скорее, так называемый живой квас, который зачастую может содержать 3-4 градуса спирта. Это не указано на этикетке, и дети даже не подозревают, что в таком квасе есть алкоголь, говорит Шапкин.