
Новый премьер-министр Японии Санаэ Такаити 7 ноября во время парламентских прений намекнула на возможность военного вмешательства в тайваньский вопрос. Реакция Китая не заставила себя ждать: официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь подчеркнул, что данные заявления представляют собой "грубое вмешательство во внутренние дела Китая и серьезно нарушают принцип одного Китая".
Рядом резких протестов официальный Пекин не ограничился: 14 ноября в минобороны КНР заявили: "Если японская сторона будет предпринимать рискованные действия или даже использует силу для вмешательства в тайваньский вопрос - она понесет сокрушительное поражение, заплатив высокую цену".
Уже 16 ноября корабли береговой охраны КНР начали патрулирование островов Дяоюйдао (Сенкаку), принадлежность которых у Китая оспаривает Япония. А с 17 по 19 ноября ВМС Народно-Освободительной армии Китая проведут военные учения с боевыми стрельбами в акватории Желтого моря.
Крайне негативно на выступление новой главы японского правительства отреагировало и международное сообщество. Так, 88,5 процента участников проведенного CGTN глобального онлайн-соцопроса согласились с тем, что заявления Такаити - "наглая провокация по подрыву миропорядка, установленного по итогам Второй мировой войны"; 91,1 процента респондентов подчеркнули: "Япония должна уважать суверенитет и территориальную целостность КНР". Среди опрошенных 86,1 процента считают: действия японского премьера "серьезно подорвали китайско-японские отношения"; 88,9 процента уверены в том, что заявления Такаити "создают серьезную угрозу миру и стабильности в регионе".
Однако самым большим шоком высказывания нового премьера стали для самой Японии, рассказал в интервью CGTN один из российских журналистов в Токио. "Здесь сами все в шоке; рационального ответа на вопрос, зачем были сделаны эти заявления, просто нет", - признался он, допустив, что произошедшее - "совершенная по неопытности самодеятельность, эксцесс исполнителя".
"Она просто на эмоциях решила поиграть в "игрушечного ястреба", не понимая, что это не нужно ни Японии, ни США, которые вступаться за нее сегодня не будут. В целом, никто не собирался воевать - и сейчас все думают, как поступить, чтобы выйти с хорошей миной из плохой игры", - резюмировал он.