Путешествовать по России на автомобиле становится безопаснее

Обеспечение безопасности дорожного движения остается одной из ключевых задач в сфере дорожного хозяйства. В последние годы на федеральных трассах, подведомственных Росавтодору, наблюдается устойчивая тенденция к снижению всех показателей аварийности, что говорит об эффективности предпринимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД).
Григорий Сысоев / РИА Новости

За 9 месяцев 2025 года количество ДТП сократилось на 5,4 процента, пострадавших в них стало меньше на 5,7 процента, а погибших - на 6,6 процента в сравнении с показателями прошлого года.

Безусловно, это становится возможным в том числе благодаря общим усилиям министерств и ведомств, работающих в одной связке по реализации стратегических задач в области безопасности дорожного движения.

Вместе с тем с развитием дорожной сети, ростом автомобилизации, техническим прогрессом, возникает необходимость в новых подходах к обеспечению безопасности дорожного движения. "В этой связи все чаще обсуждается применение возможностей нейросетей и искусственного интеллекта. Некоторые инструменты мы используем уже сейчас. Например, внедряем элементы интеллектуальной транспортной системы, создаем цифровые "двойники" автомобильных дорог. Нам сейчас нужно переходить к работе на опережение, к тому, чтобы не только реагировать на какие-то инциденты, но и эти инциденты предупреждать", - подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Новиков.

В качестве примера можно привести мобильную лабораторию, способную оценить транспортно-эксплуатационное состояние дорог в режиме реального времени. Система обучена распознавать основные дефекты, которые прямым образом влияют на БДД.

Выявленные дефекты отражаются на интерактивной карте и по каждому формируется заявка, которая потом направляется в адрес подрядной организации и далее реализуется контроль за ее устранением. Такой дорожный патруль более двух лет применяется на федеральных дорогах Уральского федерального округа.

Кроме того, каждый год на федеральных трассах появляются новые элементы обустройства и технические средства организации дорожного движения. В частности, в рамках строительных, ремонтных и эксплуатационных работ в 2024 году на федеральных трассах Росавтодора было смонтировано свыше 1250 километров стационарных линий электроосвещения. В планах до конца 2025-го установить еще 237 километров линий наружного освещения в рамках программы по установке элементов обустройства.

Мобильная лаборатория способна распознавать основные дефекты, которые влияют на безопасность движения

Так, например, в Братске Иркутской области завершается устройство свыше 12 километров линий уличного освещения на трассе А-331 "Вилюй" в рамках комплексной программы по повышению безопасности дорожного движения на федеральных автомобильных дорогах в границах региона. Специалисты устанавливают 505 граненых опор со светодиодными светильниками, которые обеспечат качественное и энергоэффективное освещение. Система охватывает два ключевых участка: от Усть-Илимского кольца до плотины Братской ГЭС и от плотины ГЭС до выезда из города Братска в направлении Усть-Кута.

Напомним, что к 2030 году предстоит снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза и в 2 раза - к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года.

Регионы меняют подходы

Масштабная работа по обеспечению высокого уровня безопасности дорожного движения ведется и внутри регионов по национальному проекту "Инфраструктура для жизни": речь идет о региональной и местной дорожной сети.

Так, в регионах-участниках с начала года установлено порядка 250 светофоров, 45 тысяч погонных метров линий уличного освещения, порядка 192,8 тысячи погонных метров барьерных и 65,2 тысячи погонных метров пешеходных ограждений. А всего в этом году планируется установить более 960 светофоров, 254 тысячи погонных метров линий уличного освещения, порядка 780 тысяч погонных метров барьерных и 173 тысячи погонных метров пешеходных ограждений. Специалисты обустроят 631 тысячу погонных метров тротуаров и 16,5 тысячи погонных метров пешеходных дорожек, 10,9 тысячи погонных метров шумовых полос, установят более 108 тысяч дорожных знаков. При этом многие регионы пробуют новые технологии и комбинируют различные элементы обустройства для достижения наилучших показателей.

Важно, что в рамках нацпроекта реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В этом году в нормативное состояние будет приведено свыше 3 тысячи километров - это участки улично-дорожной сети населенных пунктов, ведущие к школам, а также участки дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов. Как правило, на таких объектах обустраивают пешеходные переходы, устанавливают искусственные неровности и другие элементы обустройства, повышающие безопасность дорожного движения. Кроме того, благодаря федеральному проекту "Безопасность дорожного движения" ведется масштабная работа по формированию у детей культуры безопасного поведения на дорогах. В частности, сейчас проходит всероссийская олимпиада "Безопасные дороги", принять участие в ней может любой школьник.

Держи равнение

Повысить безопасность дорожного движения позволяет реализация мер по разделению между собой транспортно-пешеходных потоков, а также транспортных потоков встречных и попутных направлений. Для этого используются различные технологии. В Подмосковье в этом году будет смонтировано около 30 километров тросовых ограждений. Это эффективная мера по снижению аварийности за счет разделения встречных транспортных потоков.

Для повышения безопасности на дорогах создаются барьерные ограждения, монтируется освещение и проводится оценка качества дорожного покрытия

Кроме того, в Орехово-Зуевском районе Московской области на двух участках региональной дороги Орехово-Зуево - Верея - Новониколаевка нанесена желтая осевая разметка, предусмотренная обновленными в 2025 году документами по стандартизации. Сплошная линия разметки желтого цвета более контрастна по сравнению с белой и лучше различается в зимний период. Ожидается, что ее применение будет способствовать снижению количества выездов на полосу встречного движения.

Эта дорога соединяет ряд небольших населенных пунктов с административным центром, ежедневно по этому участку проезжает более 6 тысяч автомобилистов. Разметку нанесли на участках от остановки "Дачи-2" до въезда в город Орехово-Зуево, а также от поселка Новый Снопок до деревни Новониколаевка.

В Мурманской области на трех потенциально опасных участках региональных дорог установили более 600 делиниаторов с гибкими сигнальными дорожными столбиками. Они также помогают водителям лучше ориентироваться на дороге, особенно в условиях плохой видимости, так как имеют отражающее покрытие.

Эти элементы установлены на участке автодороги Пиренга - Ковдор, которая связывает Ковдор с федеральной трассой Р-21 "Кола" и обеспечивает перевозку товаров, доставку стройматериалов и бесперебойное функционирование промышленных объектов региона.

ДорогиТранспорт