
За 9 месяцев 2025 года количество ДТП сократилось на 5,4 процента, пострадавших в них стало меньше на 5,7 процента, а погибших - на 6,6 процента в сравнении с показателями прошлого года.
Безусловно, это становится возможным в том числе благодаря общим усилиям министерств и ведомств, работающих в одной связке по реализации стратегических задач в области безопасности дорожного движения.
Вместе с тем с развитием дорожной сети, ростом автомобилизации, техническим прогрессом, возникает необходимость в новых подходах к обеспечению безопасности дорожного движения. "В этой связи все чаще обсуждается применение возможностей нейросетей и искусственного интеллекта. Некоторые инструменты мы используем уже сейчас. Например, внедряем элементы интеллектуальной транспортной системы, создаем цифровые "двойники" автомобильных дорог. Нам сейчас нужно переходить к работе на опережение, к тому, чтобы не только реагировать на какие-то инциденты, но и эти инциденты предупреждать", - подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Новиков.
В качестве примера можно привести мобильную лабораторию, способную оценить транспортно-эксплуатационное состояние дорог в режиме реального времени. Система обучена распознавать основные дефекты, которые прямым образом влияют на БДД.
Выявленные дефекты отражаются на интерактивной карте и по каждому формируется заявка, которая потом направляется в адрес подрядной организации и далее реализуется контроль за ее устранением. Такой дорожный патруль более двух лет применяется на федеральных дорогах Уральского федерального округа.
Кроме того, каждый год на федеральных трассах появляются новые элементы обустройства и технические средства организации дорожного движения. В частности, в рамках строительных, ремонтных и эксплуатационных работ в 2024 году на федеральных трассах Росавтодора было смонтировано свыше 1250 километров стационарных линий электроосвещения. В планах до конца 2025-го установить еще 237 километров линий наружного освещения в рамках программы по установке элементов обустройства.
Так, например, в Братске Иркутской области завершается устройство свыше 12 километров линий уличного освещения на трассе А-331 "Вилюй" в рамках комплексной программы по повышению безопасности дорожного движения на федеральных автомобильных дорогах в границах региона. Специалисты устанавливают 505 граненых опор со светодиодными светильниками, которые обеспечат качественное и энергоэффективное освещение. Система охватывает два ключевых участка: от Усть-Илимского кольца до плотины Братской ГЭС и от плотины ГЭС до выезда из города Братска в направлении Усть-Кута.
Напомним, что к 2030 году предстоит снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий в 1,5 раза и в 2 раза - к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года.
Масштабная работа по обеспечению высокого уровня безопасности дорожного движения ведется и внутри регионов по национальному проекту "Инфраструктура для жизни": речь идет о региональной и местной дорожной сети.
Так, в регионах-участниках с начала года установлено порядка 250 светофоров, 45 тысяч погонных метров линий уличного освещения, порядка 192,8 тысячи погонных метров барьерных и 65,2 тысячи погонных метров пешеходных ограждений. А всего в этом году планируется установить более 960 светофоров, 254 тысячи погонных метров линий уличного освещения, порядка 780 тысяч погонных метров барьерных и 173 тысячи погонных метров пешеходных ограждений. Специалисты обустроят 631 тысячу погонных метров тротуаров и 16,5 тысячи погонных метров пешеходных дорожек, 10,9 тысячи погонных метров шумовых полос, установят более 108 тысяч дорожных знаков. При этом многие регионы пробуют новые технологии и комбинируют различные элементы обустройства для достижения наилучших показателей.
Важно, что в рамках нацпроекта реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. В этом году в нормативное состояние будет приведено свыше 3 тысячи километров - это участки улично-дорожной сети населенных пунктов, ведущие к школам, а также участки дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов. Как правило, на таких объектах обустраивают пешеходные переходы, устанавливают искусственные неровности и другие элементы обустройства, повышающие безопасность дорожного движения. Кроме того, благодаря федеральному проекту "Безопасность дорожного движения" ведется масштабная работа по формированию у детей культуры безопасного поведения на дорогах. В частности, сейчас проходит всероссийская олимпиада "Безопасные дороги", принять участие в ней может любой школьник.
Повысить безопасность дорожного движения позволяет реализация мер по разделению между собой транспортно-пешеходных потоков, а также транспортных потоков встречных и попутных направлений. Для этого используются различные технологии. В Подмосковье в этом году будет смонтировано около 30 километров тросовых ограждений. Это эффективная мера по снижению аварийности за счет разделения встречных транспортных потоков.
Кроме того, в Орехово-Зуевском районе Московской области на двух участках региональной дороги Орехово-Зуево - Верея - Новониколаевка нанесена желтая осевая разметка, предусмотренная обновленными в 2025 году документами по стандартизации. Сплошная линия разметки желтого цвета более контрастна по сравнению с белой и лучше различается в зимний период. Ожидается, что ее применение будет способствовать снижению количества выездов на полосу встречного движения.
Эта дорога соединяет ряд небольших населенных пунктов с административным центром, ежедневно по этому участку проезжает более 6 тысяч автомобилистов. Разметку нанесли на участках от остановки "Дачи-2" до въезда в город Орехово-Зуево, а также от поселка Новый Снопок до деревни Новониколаевка.
В Мурманской области на трех потенциально опасных участках региональных дорог установили более 600 делиниаторов с гибкими сигнальными дорожными столбиками. Они также помогают водителям лучше ориентироваться на дороге, особенно в условиях плохой видимости, так как имеют отражающее покрытие.
Эти элементы установлены на участке автодороги Пиренга - Ковдор, которая связывает Ковдор с федеральной трассой Р-21 "Кола" и обеспечивает перевозку товаров, доставку стройматериалов и бесперебойное функционирование промышленных объектов региона.