Вдоль автомагистралей откроются сотни комплексных сервисных зон для водителей

Более сотни многофункциональных зон большого формата для водителей и почти две тысячи - малого формата работают сейчас на федеральных автотрассах. В ближайшие годы таких мест, где в одной локации собраны различные сервисы для автомобилистов, станет гораздо больше.
МФЗ позволяют получить все услуги в одном месте.
МФЗ позволяют получить все услуги в одном месте. / Пресс-служба Росавтодора

Всего на 61,5 тысячи километров федеральных трасс, подведомственных Росавтодору, размещено более 12 тысяч объектов дорожного сервиса (ОДС). Комплексные многофункциональные зоны (МФЗ), которых сейчас насчитывается более 120 предоставляют автомобилистам полный спектр услуг.

На территории новых многофункциональных зон есть заправки с различными видами топлива, парковки для легковых и грузовых автомобилей, магазины и кафе. Оборудованы террасы, беседки, игровые зоны для детей, сделаны площадки для выгула домашних питомцев. Планируя поездку, можно заранее посмотреть расположение МФЗ на картах в интернете. В них есть душевые, здесь можно постирать одежду, а в некоторых - и переночевать в отелях.

МФЗ малого формата представляют собой два и более ОДС разных видов, которые расположены в одной локации. Например, это могут быть заправка и кафе, кафе и автосервис. На данный момент функционируют более 1 800 таких объектов.

В прошлом году Росавтодор утвердил генеральную схему, которой предусмотрено более 260 перспективных локаций для размещения МФЗ вдоль федеральных трасс (среди них и популярные у туристов маршруты).

Кроме того, предполагается развивать МФЗ вдоль региональных и межмуниципальных дорог. Определены более 220 локаций для размещения здесь МФЗ, и это еще не все регионы утвердили перечень адресов. Формируется генеральная схема размещения МФЗ на туристических маршрутах.

Придорожный сервис на новых трассах появился не сразу. Первым водителям, заехавшим на новое шоссе, приходилось проезжать не одну сотню километров или съезжать с трассы, чтобы перекусить или заправить машину. Сейчас МФЗ стараются открывать одновременно с запуском движения по новым дорогам.

МФЗ сейчас стараются открывать одновременно с запуском движения по новым дорогам. Их насчитывается больше сотни

В 2024 году создание МФЗ удалось увязать с дорожным строительством. Пять многофункциональных зон дорожного сервиса были открыты одновременно с вводом в эксплуатацию обходов Нижнекамска и Набережных Челнов в Республике Татарстан, еще две - на обходе пяти населенных пунктов в Республике Башкортостан, четыре - в рамках проекта по строительству нового направления трассы А-289 в Краснодарском крае.

Сейчас ставятся новые цели - расширить спектр услуг, которые могут получить автомобилисты, на уже созданных локациях. До конца 2025 года планируется создать на подведомственной Росавтодору сети еще около 10 многофункциональных зон дорожного сервиса. Для этого проводится большая работа по структурированию размещения объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон, выдаются технические требования и условия, проводится выдача необходимой разрешительной документации.

Строительство первых МФЗ вдоль федеральных автомобильных дорог стартовало в 2011 году. Цивилизованные зоны отдыха для водителей стали заменять хаотично расположенные вдоль крупных дорог заправки, заведения общепита, автосервисы и пр. Это не только удобно, но и повышает безопасность на дорогах. К МФЗ оборудованы съезды с автомобильных дорог: есть полосы торможения и разгона для безопасного заезда и выезда из них. К каждому мелкому придорожному кафе такие съезды было сделать невозможно. Получалось, что водители останавливаются на обочинах, выезжают на основную трассу, пытаясь сразу встроиться в поток, идущий на большой скорости. Но даже если съезды обустраивались, частые примыкания к трассе для заездов в кафе, АЗС и прочие заведения негативно влияли на скорость потока и на безопасность движения. Крупные же МФЗ, где собрано множество сервисов в одной локации, в этом плане удобнее. На одном съезде собраны локации с разными услугами. И у водителей есть возможность получить необходимые услуги за один съезд с основной трассы: заправить машину и сделать мелкий ремонт, поесть и совершить покупки. Причем МФЗ, как правило, обустраивают зеркально - на обеих сторонах трассы. Это исключает лишние маневры, развороты.

Еще один момент - МФЗ становятся местом отдыха для водителей, в том числе дальнобойщиков. А это также снижает риск возникновения ДТП - отдохнувший водитель водит аккуратнее. Кроме того, это позволяет убрать крупногабаритный транспорт дальше от проезжей части, где он точно не будет мешать и не станет причиной аварии.

Кстати, на крупных МФЗ для удобства водителей потоки транспорта разделены. Грузовые машины не встречаются с легковыми, есть отдельный путь для маневрирования пассажирских автобусов.

МФЗ становятся не только точками для остановки, но и центрами притяжения, а также одним из факторов динамичного развития экономики регионов. Появление МФЗ стимулирует рост предпринимательской и деловой активности, создание новых рабочих мест. К примеру, водителям, остановившимся на отдых, можно предлагать экскурсии по соседним городам, рассказывать о достопримечательностях региона, продавать местные сувениры и пр.

МФЗ на крупных трассах, как правило, похожи между собой по планировке. Это позволяет проще ориентироваться на них - паркуясь рядом с МФЗ второй или третий раз, водитель уже знает, куда идти, чтобы поесть, где найти душевую или спортивную площадку. Типовая схема МФЗ была разработана несколько лет назад. В то же время ее можно варьировать, приспосабливая ее под конкретные условия и нужды местных водителей.

Опросы профессиональных водителей показывали, что для них важнее всего наличие в МФЗ горячего комплексного питания, есть большой спрос на душевые. Пользуются высоким спросом охраняемые парковки, прежде всего из-за требований страховых компаний. Нужны супермаркеты, автоматические прачечные, автомойки, 37 процентов пользователей хотят видеть здесь станции техобслуживания.